Права секс-меньшинств

Содержание:
— Что такое сексуальная ориентация?
— Права под угрозой
— Международные и региональные инструменты защиты
— Защита на уровне государства и организаций
— Материалы по правозащите, образованию и подготовке
— Перечень основных документов Совета Европы, касающихся положения гомосексуальных, бисексуальных и трансгендерных людей по данным на начало 2011 г.

Сексуальная ориентация и права человека

Что такое сексуальная ориентация?

Сексуальная ориентация — это продолжительное эмоциональное, романтическое, половое или нежное влечение к другому человеку. Сексуальная ориентация отличается от других составляющих половой принадлежности, таких как биологический пол, половое самосознание (психологическая принадлежность к мужскому или женскому полу) и половая роль в обществе (соблюдение культурных норм, характерных для женского или мужского поведения).

Сексуальная ориентация существует вдоль континуума, на одном полюсе которого находится исключительная гомосексуальность, а на другом исключительная гетеросексуальность с различными формы бисексуальности между ними. Бисексуалы могут испытывать половое, эмоциональное и нежное влечение как к представителям своего пола, так и к представителям противоположного пола. Иногда людей гомосексуальной ориентации называют геями (мужчины) и лесбиянками (женщины).

Сексуальная ориентация отличается от полового поведения, потому что сексуальная ориентация относится к чувствам и самоопределению. Сексуальная ориентация людей необязательно проявляется в их поведении. В этом пособии мы стараемся избегать слова «гомосексуальный», поскольку в прошлом оно употреблялось в отрицательном значении и всё ещё несет негативную окраску.

Понятие сексуальной ориентации довольно ново для норм и практики прав человека, вокруг этого понятия не утихают и политические споры. Нашему поведению и системе ценностей глубоко присущи предрассудки, отрицательные стереотипы и дискриминация. Высказывания чиновников и влиятельных лиц, окрашенные гомофобными предрассудками, встречают без осуждения, с пониманием подобные высказывания были бы недопустимы в адрес любого другого меньшинства.

Принципы, стоящие во главе правового подхода к сексуальной ориентации, это равенство и недискриминация. Правозащитники, адвокаты и другие активисты стремятся обеспечить социальную справедливость и защитить человеческое достоинство лесбиянок, геев и бисексуалов.

Права под угрозой

Лесбиянки, геи и биcексуалы не претендуют на какие-то «особые» или «дополнительные права», они требуют только тех прав, которыми обладают лица гетеросексуальной ориентации.

Лесбиянкам, геям, бисексуалам отказывают законодательно или на практике в основных гражданских, политических, общественных и экономических правах. В разных странах мира были документально подтверждены следующие нарушения.

В силу особых преступных положений и обычаев во многих странах лесбиянкам, геям и бисексуалам по причине их сексуальной ориентации отказано в равенстве прав и в равенстве перед законом. Зачастую законы предусматривают более старший возраст согласия на вступление в сексуальные отношения с лицами того же пола, чем с лицами противоположного пола.

Право на недискриминацию и на свободу от насилия и домогательств обычно не гарантируется, поскольку сексуальная ориентация не фигурирует в антидискриминационных законах, положениях конституции, а также в нормах, регулирующих их применение.

Право на жизнь нарушается в странах, где содомия карается смертной казнью.

Право не подвергаться пыткам, жестокому, негуманному или унизительному обращению нарушается поведением полиции в ходе расследований, а также при содержании лесбиянок, геев и бисексуалов под стражей.

В ряде стран происходят произвольные аресты лиц, подозреваемых в гомосексуализме или бисексуализме.

Парам, в которых партнеры имеют разное гражданство, отказано в свободе передвижения, поскольку однополые отношения официально не признаются.

Право на справедливый суд часто страдает из-за предрассудков судей и других чиновников правоохранительных органов.

Право на частную жизнь нарушают существующие «антисодомитские законы», по которым наказуемы даже гомосексуальные и бисексуальные отношения, происходящие с обоюдного согласия между взрослыми людьми в необщественном месте.

Права лесбиянок, геев и бисексуалов на свободу слова и свободу собраний либо откровенно нарушаются законами, либо, в силу гомофобного климата в обществе, не могут быть осуществлены в полной мере.

Свобода вероисповедания лесбиянок, геев и бисексуалов обычно стеснена, особенно в случае когда церковь выступает против однополой любви.

Среди экономических прав наиболее часто страдает право на труд; многие лесбиянки, геи и бисексуалы столкнулись с дискриминацией в вопросах занятости и увольнениями на почве сексуальной ориентации.

Ущемляются права на социальное страхование, социальную помощь и дополнительные выплаты, например, когда необходимо сообщить данные партнера, а отсюда ухудшается и уровень жизни.

Обеспечению права на физическое и душевное здоровье препятствуют дискриминационные порядки и обычаи, гомофобия отдельных врачей, недостаточная подготовка медицинских работников в вопросах сексуальной ориентации, а также распространенная предпосылка, что все пациенты гетеросексуальны.

В праве на создание семьи лесбиянкам, геям и бисексуалам отказывает государство, которое официально не признает однополые семьи; не обладают они и теми правами, которые есть у гетеросексуальных семей, незарегистрировавших свои отношения юридически. Право ребенка на неразлучение с родителями иногда нарушается по причине нетрадиционной сексуальной ориентации одного из родителей. Лесбиянки, геи и бисексуалы, как пары так и отдельные лица, не могут усыновить или удочерить ребенка, даже в том случае когда потенциальный приемный родитель состоит в длительных отношениях с биологическим родителем ребенка.

Лесбиянки, геи и бисексуалы не всегда могут воспользоваться правом на образование в силу враждебной атмосферы, нагнетаемой учебными заведениями и педагогами.

Международные и региональные инструменты защиты

Международные юридические инструменты имеют форму договоров (также называемых соглашениями, конвенциями и протоколами), которые могут иметь обязательную силу для договаривающихся государств. После завершения переговоров текст договора считается подлинным и окончательным, в знак чего договор «подписывают» представители договаривающихся стран. Страны могут выражать свое согласие на соблюдение договора несколькими способами. Наиболее распространенными являются ратификация и присоединение. Страны, участвовавшие в переговорах о содержании нового договора, ратифицируют договор. Те страны, которые не участвовали в переговорах, могут присоединиться к договору на следующей стадии. Договор вступает в силу, когда его ратифицирует, или к нему присоединится, заранее условленное число стран.

Страна может ратифицировать договор или присоединится к договору с оговорками, в случае если оговорки разрешены условиями договора. Обычно оговорки могут быть отменены в любое время. В некоторых странах международные договоры приравнены к внутренним законам; в других странах, даже после ратификации международного договора или присоединения к международному договору, специальный закон должен быть принят, чтобы договор получил силу, какой обладают внутренние законы. Практически каждой стране, которая ратифицировала международный договор или присоединилась к международному договору, приходится вносить поправки к существующим законами или разрабатывать новое законодательство, с тем чтобы в полной мере выполнять условия договора на территории страны.

Договоры, имеющие обязательную силу, могут быть использованы для того, чтобы заставить правительства выполнять положения договора, касающиеся прав человека для лесбиянок, геев и бисексуалов. Инструменты, не имеющие обязательной силы, такие как декларации и резолюции, могут при удобном случае быть использованы, для того чтобы привлечь общественное внимание и поставить правительство в неловкое положение (если правительство обеспокоено международным имиджем страны).

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Декларация Организации Объединённых Наций по вопросам сексуальной ориентации и гендерной идентичности (2008).
Декларация осуждает насилие, притеснения, дискриминацию, изоляцию, стигматизацию и предрассудки по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Она также осуждает убийства и казни, пытки, произвольные аресты и лишение экономических, социальных и культурных прав на этой почве. Декларация оценивается как достижение прав человека, разрушение табу на обсуждение темы ЛГБТ-прав в ООН.

Конвенция МОТ (№111) о дискриминации в области труда и занятий (1958) (статья 1)
Эта конвенция в рамках Международной организации труда сама по себе не запрещает дискриминацию по признаку сексуальной ориентации, тем не менее, организации, борющиеся за прекращение дискриминации, используют конвенцию как дополнительный аргумент. Так в Австралии отчасти благодаря соблюдению конвенции, получившей силу государственного закона, в 1992 году был снят запрет на службу геев и лесбиянок в армии.

Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) (1966) (статьи 2, 26)
Пакт играет важную роль в вопросах сексуальной ориентации, поскольку в 1994 году в деле Toonen vs. Australia, Комитет по правам человека постановил, что ссылки на половую принадлежность в пункте 1 статьи 2 (недискриминация) и в пункте 26 (равенство перед законом) пакта должны пониматься как подразумевающие в числе прочего сексуальную ориентацию. По итогам этого процесса Австралия отменила закон австралийского штата Тасмания, преследующий половые акты между мужчинами как преступление. Этим решением Комитет по правам человека создал прецедент в рамках системы прав человека ООН, затрагивающий борьбу против дискриминации лесбиянок, геев и бисексуалов.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979)
Эта конвенция может быть применена в случаях дискриминации против лесбиянок, бисексуальных женщин и женщин-транссексуалов.

Конвенция против пыток и другого жестокого, негуманного или унизительного обращения или наказания (1984) (статья 1)
Эта конвенция играет важную роль в виду того, что она распространяется не только на государственные агентства (правительства). В статье 1 «пытка» широко определяется как «любое действие, которым человеку преднамеренно причиняются сильные боль и страдания, будь то физические или душевные, в таких целях как получение от него или от третьего лица сведений или признания, наказание его за действие совершенное им или третьим лицом, или за действие, в совершении которого подозревается он или третье лицо, или запугивание или принуждение его или третьего лица, или по любой причине, связанной с дискриминацией любого рода, если такая боль или такое страдание причиняется государственным служащим или другим лицом, действующим в официальном качестве, или по наущению, или с согласия, включая молчаливое или неохотное согласие, такого служащего или такого другого лица». Такое определение говорит о намерении рассматривать те случаи, которые входят в сферу конвенции, но не расследуются и не предотвращаются правительствами.

Конвенция о правах ребенка (1989) (статья 2)
Статья 2 Конвенции о правах ребенка запрещает дискриминацию и требует, чтобы государства-участники обеспечивали защиту ребенка от дискриминации. Эта конвенция может применяться в случаях дискриминации лесбиянок, геев и бисексуалов, как детей так и родителей.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ)
Начиная с апреля 1993 года управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) несколько раз указывало в консультативных заключениях на то, что геи и лесбиянки подпадают под определение «особой социальной группы» и к ним применимы Конвенция 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 касающийся статуса беженцев. В публикации УВКБ «Защита беженцев» говорится: «Гомосексуалистам может предоставляться статус беженцев на основании преследований по признаку принадлежности к особой социальной группе. Политика УВКБ предусматривает, что лица, подвергающиеся нападению, негуманному обращению или серьезной дискриминации из-за своей гомосексуальности, в случае если правительства их стран не могут или не желают предоставить им защиту, должны быть признаны беженцами». (UNHCR/PI/Q&A-UK1.PM5/февраль 1996)

Внедоговорные механизмы ООН

Механизмы ООН, основанные не на договорах, особенно полезны в кризисных ситуациях. Комиссия по правам человека играет главную роль среди отделений ООН, занимающихся обсуждением вопросов прав человека, принятием резолюций и выдвижением инициатив по заключению новых договоров; большая часть работы Комиссии осуществляется специальными докладчиками (назначаемыми по странам или по темам) и рабочими группами.

Два специальных докладчика ООН занимаются вопросами сексуальной ориентации: специальный докладчик по внесудебным, произвольным и суммарным казням и специальный докладчик по насилию против женщин.

Два специальных докладчика ООН занимаются вопросами сексуальной ориентации: Специальный докладчик по внесудебным, произвольным и суммарным казням и Специальный докладчик по насилию против женщин.

АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ (БЫВШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА, ОАЕ)

Африканская Хартия прав человека и народов (1981)
Этот договор был принят Организацией Африканского Единства (нынешний Африканский Союз) и, ратифицированный более чем 50 странами, является наиболее широко принятым региональным инструментом по защите прав человека. Договор осуждает дискриминацию и обеспечивает определенные права, но главный наблюдательский и внедренческий орган, Африканская комиссия по правам человека и народов, призванный наблюдать за соблюдением хартии и проводить хартию в жизнь, еще ни разу не рассматривал случаи, связанные с сексуальной ориентацией.

СОВЕТ ЕВРОПЫ

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) (статьи 8, 14)
Хотя в положениях Конвенции сексуальная ориентация нигде напрямую не упоминается, конвенция применялась в ряде дел, по которым Европейский суд по правам человека постановил, что уголовное преследование взрослых людей, вступивших в отношения с обоюдного согласия в необщественном месте, противоречит праву на уважение личной жизни, декларируемому в статье 8 Конвенции (Dudgeon v UK, 1981, Norris v Ireland, 1988, Modinos v Cyprus, 1993). Европейский суд по правам человека был первым международным органом, признавшим, что уголовное наказание за сексуальную ориентацию нарушает права человека; законодательство, принятое этим судом по вопросам сексуальной ориентации, старейшее и обширнейшее. Существует также судебный прецедент, когда в 1997 году Европейская комиссия по правам человека (в прошлом верховная инстанция для частных жалоб) вынесла решение, что требование о более высоком возрасте согласия для гомосексуальных актов между мужчинами, чем для гетеросексуальных актов, является дискриминационным и противоречит положению статьи 14 европейской Конвенции о тайне частной жизни (Sutherland v UK).

Что касается дискриминации по признаку сексуальной ориентации в военной сфере, суд постановил, что запрет на службу гомосексуалистов в армии является нарушением статьи 8 Конвенции (Lustig-Prean and Beckett v UK, 2000). В 2000 году суд также постановил, что нарушением Конвенции является признание виновным мужчины в участии в групповом сексе гомосексуального характера в необщественном месте (A. D. T v UK).

В деле Salgueiro da Silva Mouta v Portugal суд постановил, что отцу-гомосексуалисту не может быть отказано в праве опеки над ребенком на основании (гомо)сексуальной ориентации отца, поскольку в случае отказа было бы нарушено право отца на семейную жизнь, декларируемое в статье 8. Суд подтвердил, что статья 14 (недискриминация) должна понимается как включающая сексуальную ориентацию.

Однако, суд считает, что в вопросах сексуальной ориентации применению Конвенции есть пределы. Так, например, суд постановил, что гомосексуальные отношения садомазохистского характера, даже происходящие в необщественных местах между взрослыми и с взаимного согласия, могут быть признаны противозаконными поскольку могут нанести ущерб здоровью (Laskey, Jaggard, and Brown v UK, 1997).

Суд также постановил, что право человека «на уважение личной и семейной жизни» не распространяется на отношения, в которых один из партнеров — транссексуал. Этим решением было подтверждено решение Великобритании о том, что отцом может быть признан только биологический мужчина, никак не женщина, ставшая мужчиной в результате операции по смене пола (X, Y and Z v UK, 1997).

Европейская социальная хартия (1961)
Этот договор защищает общественные и экономические права, а действующий при нем Европейский Комитет по социальным правам рассматривает вопросы, связанные с соблюдением прав человека отдельными государствами. Комитет принимает во внимание исключительно мнения групп, имеющих консультативный статус в Совете Европы, таких как Международная ассоциация лесбиянок и геев (ILGA).

Комиссар по правам человека был назначен Советом Европы в 1999 году. Бюро Комиссара по правам человека является независимым институтом в рамках Совета Европы, в целях которого привлекать внимание и прививать уважение к соблюдению прав человека в странах-членах. Комиссар принимает жалобы от частных лиц; во время визитов в страны Совета Европы он в своих докладах несколько раз обращался к вопросам сексуальной ориентации.

Парламентская Ассамблея Совета Европы играет важную роль в наблюдении за соблюдением прав человека в странах-членах а также в странах-кандидатах на членство в Совете Европы. Многие страны отменили уголовные законы, преследующие лесбиянок, геев и бисексуалов, прежде чем вступить в Совет Европы; на остальные страны оказывается постоянное давление, чтобы они исполнили обещания, данные при вступлении.

Ассамблея приняла несколько резолюций (рекомендательного характера) и рекомендаций по поводу сексуальной ориентации и стандартов Совета Европы. Первая из них, Рекомендация 924/1981 была нацелена на прекращение дискриминации против лесбиянок, геев и бисексуалов; за ней последовало несколько резолюций, побуждающих страны-члены обеспечивать право на политическое убежище преследуемым на почве сексуальной ориентации, предоставлять вид на жительство и право на иммиграцию гомосексуальным парам, когда партнеры имеют гражданство разных стран, а также гарантировать гомосексуальным парам права, которыми обладают зарегистрированные однополые пары.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС)

Защиту от дискриминации на почве сексуальной ориентации обеспечивают законы Европейского Союза; на нововступившие страны распространяются дополнительные требования по поводу соблюдения прав человека.

Основополагающие договоры ЕС были пересмотрены при подписании Амстердамского договора, с тем чтобы дать ЕС орудие для борьбы против дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Первого мая 1999 года в силу вступило следующее положение статьи 13 договора ЕС, ставшее первым международным договором который в открытую говорит о сексуальной ориентации и защите от дискриминации на почве сексуальной ориентации: «[…] Совет, выступающий единогласно на основании предложения Комиссии и после совещания с Европейским парламентом, может принять необходимые меры, чтобы противостоять дискриминации по признаку пола, расы или национальности, вероисповедания или убеждений, болезни, возраста или сексуальной ориентации».

В декабре 2000 года Совет принял обязательную к исполнению общую Основополагающую директиву по равенству в вопросах труда, запрещающую прямую или косвенную дискриминацию по признаку веры или убеждений, возраста, болезни или сексуальной ориентации. Этот документ обязателен к исполнению настоящими странами-членами; страны-кандидаты обязаны завершить внедрение директивы к моменту вступления в ЕС.

Хартия Европейского Союза об основных правах, задуманная как кодекс основных прав граждан ЕС, была провозглашена в декабре 2000 года в Ницце. Хотя на данный момент Хартия носит рекомендательный характер, она играет важную роль, поскольку в ней выражена позиция ЕС по вопросам прав человека. Хартия важна для лесбиянок, геев и бисексуалов, так как в статье 21 (1) содержатся явные антидискриминационные положения: «Любая форма дискриминации по любому признаку, включая пол, расу, цвет кожи, этническое или социальное происхождение, генетические черты, язык, вероисповедание или убеждения, политические или другие мнения, принадлежность к национальному меньшинству, имущество, рождение, болезнь, возраст или сексуальную ориентацию, должна быть запрещена».

Европейский парламент (ЕП) принял несколько резолюций (рекомендательного характера) по вопросам прав человека и сексуальной ориентации; первая их них принята в 1984 году и призывает к прекращению дискриминации на рабочем месте по признаку сексуальной ориентации. В 1994 году был подготовлен доклад Клаудии Рот, где подробно описывались разнообразные виды дискриминации против лесбиянок и геев в ЕС, на основании которого парламент принял рекомендацию о прекращении всех форм дискриминации на почве сексуальной ориентации. Хотя реальная власть ЕП не велика, он тем не менее обладает значительным политическим весом в Совете и Комиссии: так в 1999 году парламент потребовал, чтобы Совет и Комиссия «подняли вопрос о дискриминации против гомосексуалистов в ходе переговоров о членстве, если это необходимо». Что касается расширения ЕС, в 1998 году парламент принял резолюцию, согласно которой «ни одна страна, законодательство или политика которой нарушают человеческие права лесбиянок и геев, не получит согласия на вступление в члены ЕС».

Европейский Союз рассматривает дискриминацию транссексуальных мужчин и женщин как один из видов дискриминации по половому признаку. Этот принцип был установлен судом в 1996 году в деле P v S and Cornwall County Council, когда было вынесено решение что увольнение лица вслед за сменой пола является противозаконной дискриминацией по признаку половой принадлежности (Дело C-13/94, P v S and Cornwall County Council [1996] ECR I-2143). Для описания дискриминации против лиц, сменивших пол, употребляется термин «дискриминация по половой идентификации».

ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОАГ)

Первым делом по правам человека и сексуальной ориентации в межамериканской системе стало дело Марты Алварес, направившей петицию против Колумбии в Межамериканскую комиссию по правам человека (Velasquez Rodriguez v Honduras, 1998). Право Алварес на равенство перед законом было нарушено отказом колумбийской тюремной администрации обеспечить ей супружеские свидания с ее партнером из-за того, что партнер Алварес женщина. Согласно законам Колумбии, все граждане имеют право на супружеские свидания в независимости от сексуальной ориентации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ)

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) является самой большой региональной организацией по безопасности в мире: ее членами являются 55 стран Европы, Центральной Азии и Северной Америки. ОБСЕ была создана Хельсинским заключительным актом 1975 года, положения которого предписывают «уважать … права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений», так же как и «равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой».

В 1995 году в Оттаве Парламентская ассамблея ОБСЕ одобрила декларацию, призывающую страны-члены обеспечить равную защиту против дискриминации для всех людей; защита против дискриминация на почве сексуальной ориентации была названа среди форм дискриминации, требующих особого внимания.

Защита на уровне государства и организаций

Защита против дискриминации по признаку сексуальной ориентации на государственном уровне имеет место в нескольких странах законодательно, на практике, или законодательно и на практике. Однако до признания необходимости защиты от дискриминации по признаку сексуальной ориентации по всему миру еще далеко.

Конституции некоторых стран содержат статьи о защите против дискриминации на почве сексуальной ориентации. Подобные положения имеются в Южной Африке, Эквадоре, нескольких штатах Австралии, в Канаде и Бразилии. В других странах запрет на дискриминацию на почве сексуальной ориентации содержится в принятых законах или в статьях Уголовного Кодекса, например в Нидерландах и Румынии. Антидискриминационные положения обычно принимаются путем включения сексуальной ориентации в список возможных причин для дискриминации в самом начале разработки законодательных инициатив.

На практике выполнение принятых антидискриминационных положений зависит от политической воли. В некоторых странах (Нидерландах, Швеции, Ирландии) созданы общественные организации, занимающиеся расследованием дискриминации, в том числе и дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Некоторые из этих организаций имеют право подать судебный иск от лица жертвы для восстановления права с помощью закона.

Основополагающая директива Европейского Союза по равенству в вопросах труда на сегодня является единственным международным инструментом, принуждающим государства ЕС и страны, значительно продвинувшиеся по пути присоединения к ЕС, выполнять на уровне государства антидискриминационные положения, включая положения, запрещающие дискриминацию по признаку сексуальной ориентации.

Материалы по правозащите, образованию и подготовке

Для правозащитников

Сдвинуть гору с места: как заставить международные механизмы по правам человека работать на тебя, руководство для активиста (Международная комиссия по правам человека геев и лесбиянок)
В руководстве говорится как связаться с различными системами защиты прав человека, в рамках ООН и региональными, и как добиться их помощи. Уделяется внимание различным договорам ООН, наблюдательным комиссиям и специальным докладчикам, а также освещаются африканская и межамериканская системы по защите прав человека, разнообразные европейские институты по защите прав человека. В первую очередь руководство предназначено для активистов, вовлеченных в борьбу за права лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов, а также ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом людей. Руководство окажется полезным и для всех тех, кто ведет работу по защите прав человека.

Для педагогов

Руководство по разработке эффективных национальных законов/политики: предотвращение дискриминации лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов среди учащихся старших классов школы(Образовательная сеть для геев, лесбиянок и гетеросексуалов)
Это руководство является частью программы по привлечению молодежи и ее правозащитников, которые изо дня в день борются за безопасную и здоровую обстановку в образовательных учреждениях США. Документ освещает ключевые юридические и политические обстоятельства, которые помогут правозащитникам решить какие именно действия необходимы на государственном уровне.

Права лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов: перспектива прав человека (Центр ресурсов по правам человека)

В ходе программы обучения учащиеся углубляют понимание проблем, касающихся лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов, а также учатся действовать ответственно. В отличие от других программ дискуссия ведется не в контексте гражданских и политических прав, а в более широком контексте прав человека. Эти права, по определению Всеобщей декларации прав человека, включают помимо прочего право на образование, на самосознание, на безопасность, на свободу собраний, на свободу выражения, на труд, на здоровье и на создание семьи все это имеет прямое отношение к текущей дискуссии о правах лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов. Занятия в ходе программы поощряют правильное поведение в дополнение к размышлению и обсуждению. Учащихся просят взять на себя ответственность за гомофобию, приводящую к нарушению прав человека.

Что надо сделать чтобы добиться равенства? (Международная Амнистия Сеть педагогов США)
Это план урока, посвященного рассмотрению учащимися обязанностей по пресечению дискриминации, которые человек имеет перед самим собой и перед другими. Учащиеся также обсуждают насколько велика роль смены законодательства, изменения отношения окружающих и активной позиции в деле достижения равенства.

Нет безразличию: руководство по прекращению обзывания в школе (Нанси Голдштейн, GLSEN)
В этом руководстве подробно описываются юридические и этические причины по которым обзывание в школах должно быть остановлено, при этом уделяется внимание практическим указаниям, как объяснить суть проблемы и какие действия предпринять.

Прочее

Всемирный обзор законодательств [обзор правового положения лесбиянок, геев и транссексуалов](подготовлен Международной Ассоциацией Лесбиянок и Геев, ILGA)

Источник: Ассоциация по изучению в области прав человека

Данный список документов является старым и неполным. Более свежий (но, возможно, уже не полный на текущий момент)  перечень документов Совета Европы  размещён ниже.

Перечень основных документов Совета Европы, касающихся положения гомосексуальных, бисексуальных и трансгендерных людей по данным на начало 2011 г.

1. Комитет министров Совета Европы

Рекомендация Комитета министров № CM /Rec(2010)5 государствам-участникам о мерах по борьбе с дискриминацией по признакам сексуальной ориентации или гендерной идентичности, принята 31 марта 2010 г. на 1081-м заседании заместителей министров.
Официальный текст (англ. яз.)
Неофициальный перевод (рус. яз.)

Рекомендация Комитета министров № R(97)20 государствам-участникам по вопросам «речей ненависти», принята 30 октября 1997 г. на 607-м заседании заместителей министров.
Официальный текст (англ. яз.):
Перевод текста (рус. яз.)

Рекомендация Комитета министров № R(97)21 государствам-членам о средствах массовой информации и стимулировании культуры терпимости, принята 30 октября 1997 г. на 607-м заседании заместителей министров.
Официальный текст (англ. яз.)

2. Парламентская ассамблея Совета Европы

Рекомендация № 1915 (2010) «Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности», принята 29 апреля 2010 г. (17-е заседание).
Официальный текст (англ. яз.)
Русскоязычный вариант (предварительное издание)

Резолюция № 1728 (2010) «Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности», принята апреля 2010 г. (17-е заседание).
Официальный текст (англ. яз.)
Русскоязычный вариант (предварительное издание)

Рекомендация № 1635 (2003), касающаяся лесбиянок и геев в спорте, принята Постоянной комиссией 25 ноября 2003 г.
Официальный текст (англ. яз.)

Рекомендация № 1474 (2000) о положении лесбиянок и геев в государствах- членах Совета Европы, принята 26 сентября 2000 г. (27-е заседание).
Официальный текст (англ. яз.)

Рекомендация № 1470 (2000) о ситуации с предоставлением убежища и иммиграции геям и лесбиянками, а также их партнерам в государствах-участниках Совета Европы, принята 30 июня 2000 г. (24-е заседание).
Официальный текст (англ. яз.)

Рекомендация № 1117 (1989) о положении транссексуалов, принята 29 сентября 1989 г. (21-е заседание).
Официальный текст (англ. яз.)

Рекомендация № 924 (1981) о дискриминации гомосексуалов, принята 1 октября 1981 г. (10-е заседание).
Официальный текст

Резолюция № 756 (1981) о дискриминации гомосексуалов, принята 1 октября 1981 г. (10-е заседание).
Официальный текст (англ. яз.)

3. Конгресс местных и региональных властей Совета Европы

Рекомендация № 211 (2007) о свободе собраний и мнений для лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов от 27 марта 2007 г.
Официальный текст (англ. яз.)

4. Комиссар по правам человека Совета Европы

Тематический докдад «Права человека и гендерная идентичность», Страсбург, 29 июля 2009 г., CommDH/IssuePaper(2009)2.
Официальный текст (англ. яз.)
Русскоязычный вариант

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: