Пол Варнелл. Как может измениться Ватикан

Изменит ли когда-либо католическая церковь свое отношение к гомосексуальности?

Без сомнения, большинство гомосексуалов, включая геев-католиков, энергично игнорируют доктрину Ватикана, не приемлющую гомосексуальность. Но этот вопрос важен для всех нас, потому что католическая церковь – это важная политическая и общественная сила. Если она перестанет осуждать гомосексуальность, то это чрезвычайно поможет нам в борьбе за достижение юридического и социального равенства.

Современная доктрина Ватикана утверждает, что гомосексуальность нарушает «закон природы», так как при этом половые органы используются не для создания новой человеческой жизни. Следовательно, половые органы используются не по назначению.

По этой же причине Ватикан запрещает все виды орального и анального секса, мастурбацию и использование презервативов – потому что половые органы используются не для создания новой человеческой жизни.

Ну, или все так думали. Но сейчас, как ни удивительно, выяснилось, что при определенных обстоятельствах использование презервативов Ватикан разрешает.

Значит, если Ватикан говорит, что использование половых органов «по назначению» не является нравственным абсолютом, то тем, кто противится отношению Ватикана к гомосексуальности, следует тщательно обдумать этот аргумент.

В апреле прошлого года (1999 — прим. пер.) Монсеньор Жак Сюодо из Папского совета по делам семьи опубликовал в официальной ватиканской газете Оссерваторе Романо (L’Osservatore Romano) почти никем не замеченную статью под названием «Профилактика семейных ценностей? Остановить распространение ВИЧ/СПИД».

Эта статья привлекла внимание общественности лишь после ее обсуждения в журнале «Америка», издающемся американскими иезуитами (публикация от 23 сентября).

В своей статье Сюодо отмечал: «Использование презервативов дало чрезвычайно хороший результат для приостановления эпидемии СПИД в Уганде и среди проституток Таиланда». «Применять профилактические меры в подобных обстоятельствах», т.е. при эпидемии СПИД, «является на самом деле «меньшим злом», чем не использовать презервативы и позволить смертельной болезни распространиться среди сексуально активного населения.

Получается, некоторые нравственные ценности могут доминировать над императивом «закона природы» о том, что любой половой акт должен вести к созданию новой человеческой жизни.

Является ли это заявление, как назвало его агенство Скриппс-Ховард Ньюс Сервис (Scripps Howard News Service), «теологическим разворотом»?

«О, нет, вовсе нет, — сказал Сюодо в интервью Нью-Йорк Таймс, — я просто разъяснял свою позицию. Я не понимаю, почему некоторые люди пытаются как-то интерпретировать то, что я ясно сказал в своей статье. Ни о каком изменении политики церкви речи не идет».

Когда Национальный совет католических епископов в 1988 году внес предложение о том, чтобы образовательные программы по СПИД «включали в себя правильную информацию о средствах предохранения как меру профилактики СПИД», Ватикан резко воспротивился.

Конгрегация вероучения писала в Оссерваторе Романо: «Искать решение проблемы распространения болезни в пропаганде профилактических средств неприемлемо, главным образом, с моральной точки зрения».

Епископ Энтони Боско, автор предложения католических епископов 1988 года, заявил, что благодаря статье Сюодо, он чувствует себя реабилитированным: «Эта статья доказывает, что моя логика была продиктована прочными моральными принципами».

Итак, если Ватикан может «разъяснить» или «усовершенствовать» свою позицию по профилактическим средствам таким образом, что начинает разрешать их вместо того, чтобы запрещать, то может ли он также «разъяснить» или «усовершенствовать» свою позицию по другим вопросам, например по гомосексуальности?

Конечно, может. Как именно?

Кое-какую информацию мы можем получить от католического историка Джона Нунана, который опубликовал потрясающую статью под названием «Усовершенствование нравственной доктрины» в журнале «Теологические исследования» (1993 г.)

«То, что нравственное учение католической церкви изменилось с течением времени, никто, я думаю, сегодня отрицать не будет», — прямо заявляет Нунан. И он проводит быстрый исторический экскурс в то, как католическая доктрина рассматривала одалживание денег под процент (ростовщичество), брак, рабство и свободу вероисповедания, каждый раз показывая, как изменялась позиция Ватикана, и объясняя причины, которые вызвали эти изменения.

Например, раньше одалживание денег под процент считалось смертным грехом, противоречащим закону природы («деньги бесплодны») и противоречащим Евангелию («Давай взаймы, ничего не ожидая взамен»).

Но сегодня никто, и даже Ватикан, не осуждает открытие сберегательных счетов и получение процента.

Почти два тысячелетия Ватикан учил, что иметь рабов – это не грех. В конце концов, апостол Павел рабовладение одобрял («рабы, повинуйтесь господам своим») и самолично вернул хозяину сбежавшего раба по имени Онесимус. Только сто лет назад, в 1890 году, Папа Лев XIII впервые назвал рабовладение аморальным и несовместимым «с братством, которое объединяет всех людей», с братством, которого раньше Рим не замечал.

Точно также Ватикан долгие годы учил, что еретики религиозной свободы не имеют, а правительства государств должны их казнить, эту позицию поддерживали и Блаженный Августин, и Фома Аквинский, да и сам Иисус по этому поводу высказывался. Только в 1964 году Второй Ватиканский Совет, наконец, отрекся от этой позиции и объявил, что религиозная свобода — священное право человека. Право, очевидно, ранее незамеченное.

Сейчас перед нами стоит задача, используя вышеперечисленные прецеденты, доказать, что определенные нравственные, человеческие ценности важнее, чем непоколебимая ранее доктрина Ватикана об «использовании половых органов по назначению».

Природу схожих «меньших зол» можно понять, если изучить, что заставило Ватикан изменить свою точку зрения по вопросам ростовщичества, рабства и свободы вероисповедания.

Ватикан перестал осуждать одалживание денег под процент в 16 веке, когда теологи-моралисты перестали фокусироваться на займе как таковом («деньги бесплодны «) и задумались о том, в чем важность займа, что он означает для людей, которые берут или дают в долг. Теологи начали понимать, что заимодатель теряет деньги в том случае, если дает беспроцентную ссуду, потому что тогда он теряет возможность выгодно вложить деньги во что-то другое. Поэтому он заслуживает определенного вознаграждения в качестве компенсации убытков: процент.

Точно также, когда Ватикан решит изменить свою позицию относительно гомосексуальности, он перестанет фокусироваться на определенных действиях и начнет анализировать, насколько важны, значимы эти действия для людей, которые их совершают. Так, Ватикану станет ясно, что геи и лесбиянки хотят показать и доказать партнеру свою привязанность и любовь самым действенным доступным им способом. Теологи могут даже выяснить, что физическая близость усиливает и укрепляет любовь, взаимное уважение и верность.

Когда в 1890 году Ватикан пересмотрел свое отношение к рабовладению, Папа Лев XIII сказал, что оно несовместимо «с братством, которое объединяет всех людей», с братством, о котором говорил Иисус: «любите друг друга» и «возлюби ближнего, как самого себя». Из высказываний апостола Павла Ватикан выбрал не слова из послания к Ефесянам (6:5), а слова из послания к Галатам: «Нет раба, ни свободного, …, ибо все вы одно во Христе Иисусе». Это высказывание Ватикан истолковал более широко, чем даже сам Павел.

Точно также Ватикан может решить, что приравнять гомосексуалов и их человеческие желания к гетеросексуалам и их желаниям – это также применение принципа о «братстве, которое объединяет людей» и обязательство, которое следует из слов «возлюби ближнего, как самого себя». Ватикан может выбрать из высказываний апостола Павла не слова из послания к Римлянам (1:18-27) о том, что все гомосексуалы – нечестивцы и язычники, а слова из послания к Галатам: «Нет мужского пола, ни женского, …, ибо все вы одно во Христе Иисусе», которые учат, что половой диморфизм не имеет отношения к нравственной оценке любви и ее выражению в человеческих взаимоотношениях.

В нарушении учения Иисуса о том, что брак вечен, а повторный брак – это прелюбодеяние, Ватикан позволил некоторым людям вступить в брак повторно. Сам апостол Павел разрешал новообращенным жениться еще раз, если их партнер не принимал христианство и покидал их. Папа Григорий XIII позже разрешил рабам, обращенным в католичество, жениться повторно, если они не были уверены в том, что их отсутствующий супруг тоже стал бы католиком. Таким образом они «усердствовали в вере». Получается, что пребывание в вере» важнее, чем евангельское учение. И если достаточное количество геев отринет католическую веру и венчается в других церквях, предпочтя вере любовь, Ватикан будет вынужден пересмотреть свое отношение к гомосексуальности, чтобы гомосексуалы продолжали «усердствовать в вере».

Это процесс уже начался. После того, как в католическую гей-ассоциацию Dignity вступило достаточное количество членов, многие католические епархии начали создавать официальные епархиальные гей-организации для того, чтобы воспрепятствовать вступлению гомосексуалов в организации, которые католическое духовенство рассматривало как еретические секты. И эти епархиальные организации умаляют «греховность» геев, хотя и не смиряются с ней полностью.

Эти попытки удержать геев сами по себе усиливают давление на Ватикан, заставляя его пересмотреть свое отношение. Как утверждает католический историк Джон Нунан, Ватикан изменил свою позицию по вопросу ростовщичества тогда, когда ссуды и кредиты стали частью повседневной коммерческой жизни, и Ватикан был вынужден рассмотреть положение благочестивых во всем остальном христиан, которые были банкирами, и которые доказывали, что банковская деятельность совместима с христианством.

Точно также Ватикан почувствует – и уже чувствует – давление и требования пересмотреть свое отношение к гомосексуальности – по тем же самым причинам: растущее количество католиков-гомосексуалов, благочестивых во всем остальном христиан, которые доказывают, что гомосексуальность совместима с христианством.

И, наконец, самое главное – это то, что и гомосексуалы, и теологи все яснее понимают важность и полноту доктрины превалирования индивидуального сознания.

Пол Варнелл © 4 октября 2000 г.,Chicago Free Press
перевод Demars © специально для Queerumir.ru, 24 января 2006 г.

Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: