Елена Преображенская. Суббота для человека или человек для субботы?

Это первая статья о проблеме гомосексуализма, написанная мною. Она была написана для консервативных христиан. В ней содержатся некоторые научные данные, а так же нравственные соображения, но не приводятся варианты либеральной интерпретации Библии, с которыми в то время я ещё не была знакома. Статья была опубликована на портале baznica.info

ОТВЕТНОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ИНТЕРВЬЮ ПАВЛА ЛЕВУШКАНА У ЕПИСКОПА ДИОНИСИЯ БАТАРЧУКА.

На днях на портале Базница-инфо вышло интервью Павла Левушкана с епископом обособленной от РПЦ церкви Дионисием о гомосексуализме «Я не уверен, что это грех». Это интервью можно прочитать по ссылке: http://www.baznica.info/pagesid-4538.html. В связи с этим интервью многие рядовые верующие высказали возмущение точкой зрения этого епископа.  Я приведу свои размышления по поводу этой статьи.

Как профессиональный психолог и просто как честный человек, я отдаю себе отчёт в том, что поднятая проблема не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Приведу вначале научное определение гомосексуализма: «Гомосексуализм – половое влечение (обратим внимание: не образ жизни как таковой, а внутреннее влечение!) к лицам своего же пола». В психиатрии существует два рода понятий отклонений – перверсии и девиации. Собственно патологическим отклонением от нормы с медицинской точки зрения является перверсия, а девиация – это не патология, а отклонение от социальных норм. Так вот гомосексуализм в США и многих других странах перверсией не считается, а рассматривается как вполне допустимая девиация. В МКБ-9 (международная номенклатура) гомосексуализм ещё сохранялся в числе психических расстройств, но из МКБ-10 (ныне действующая номенклатура) исключён.

В чём же дело? Почему сейчас в мировом сообществе не принято считать гомосексуализм отклонением? Только ли дело в пресловутом либерализме, который так любят ругать в консервативно-церковных кругах? И как быть со словами Библии, на которые они всегда ссылаются?

О Библии я скажу немного позже, а сейчас хочу обратиться к науке. В отечественной школе психиатрии существует разделение на истинный и ложный гомосексуализм. К истинному гомосексуализму относятся случаи, когда, начиная с момента пробуждения сексуального влечения, мысли, фантазии, сновидения (область бессознательного) направлены на лица своего пола, а мысли о половом контакте с противоположным полом вызывают отвращение. Эта категория гомосексуалистов в значительной степени наводит на мысль о существовании некоторой гомосексуальной предрасположенности (генетической или физиологической или психической)  и, соответственно, трудно диагностировать возможность перемены сексуальной ориентации.

К ложному гомосексуализму относят так называемых бисексуалов, у которых интерес к противоположному полу сохраняется, но вместе с ним присутствует и влечение к своему полу. Подобное часто бывает следствием пребывания в замкнутых однополых коллективах или совращения в подростковом возрасте. Но и эта категория тоже вызывает некоторые вопросы о причинах: рассмотрение проблемы между возможной конституциональной предрасположенностью и фактором средового влияния. Говоря простым языком: совершенно не все лица, жившие в однополых коллективах (например, на воинской службе) становятся после этого гомосексуалистами и, следовательно, механизм возникновения допускает существование и конституционального фактора.

На Западе сейчас широко обсуждается влияние именно конституциональных факторов формирования сексуальной ориентации.  В Италии сторонники защиты права на гомосексуальный образ жизни выпустили плакат, на котором был изображён младенец с надписью «Я не виноват в том, что я — гомосексуалист». Очевидно, что его авторы хотели подчеркнуть врождённый характер гомосексуализма. На самом деле не всё так просто: конституциональная предрасположенность не порождает автоматически ничего сама по себе, но нуждается и в определённых средовых факторах. А средовые факторы вряд ли способны радикально поменять человека сами по себе. По крайней мере в случае истинного гомосексуализма главную роль играют вовсе не они.

Приведу некоторые данные современных исследований.

Различия в анатомии головного мозга.

В анатомии головного мозга геев и мужчин с гетеросексуальной ориентацией были обнаружены определенные различия. Несмотря на то, что исследование носило предварительный характер, а полученные сведения основывались на результатах обследования довольно небольшого количества субъектов, перед учеными открылась новая перспектива изучения возможного влияния биологических факторов на формирование сексуальной ориентации.

В ходе первого исследования обнаружилось, что отдел мозга, регулирующий вседневный ритм, супрахиазматическое ядро, у геев в два раза больше, чем у мужчин с гетеросексуальной ориентацией. Принимая во внимание тот факт, что данный отдел мозга никак не связан с сексуальным поведением, исследователи обратились к сравнению объемов гипоталамуса и снова обнаружили заметные различия (Swaab & Goldman,1995).

На развитие гипоталамуса влияют различные гормоны. Известно, что гипоталамус играет определенную роль в детерминации сексуального поведения у некоторых групп млекопитающих. Известно также, что передняя часть гипоталамуса человека связана с сексуальным поведением. Исследователи обнаружили, что количество определённых групп клеток в передней части гипоталамуса геев и женщин, как правило, меньше, чем в передней части гипоталамуса мужчин с гетеросексуальной ориентацией.

Согласно результатам другого исследования, передняя спайка, то есть пучок волокон, соединяющий два полушария головного мозга, у геев на 34% шире, чем у мужчин с гетеросексуальной ориентацией, и на 18% шире, чем у женщин.

Хотя не существует данных о непосредственном влиянии этой структуры головного мозга на сексуальные склонности человека, полученные сведения указывают на то, что сексуальная ориентация может быть одним из элементов целого комплекса характеристик головного мозга. Однако результаты этих исследований нуждаются в дополнительном подтверждении и до сих пор остаются предметом научной полемики (Baily & Pillard 1995).

Хотя ни одно из этих исследований не в состоянии предоставить безусловные доказательства того, что сексуальная ориентация, по крайней мере отчасти обусловлена биологическими факторами, сторонники биологической модели настаивают на том, что имеющихся в нашем распоряжении сведений, полученных самыми различными исследователями, использовавшими различные методы, вполне достаточно основания данной гипотезы. Кроме того, теоретическая модель социального конструктивизма, по их мнению, до сих пор не получила удовлетворительного обоснования. (Baily & Pillard, 1995; Burr, 1996).

Вместе с тем обнаружение биологических различий между геями и гетеросексуалами способно сыграть на руку гомофобам, поскольку подобные отличия можно с легкостью объявить «дефектами». Для людей, придерживающихся диаметрально противоположного мнения, эти находки могут послужить свидетельством того, что гомогендерная ориентация является такой же естественной вариацией, как и леворукость. Но для того, чтобы сделать окончательные выводы относительно влияния биологических факторов на формирование гомогендерной сексуальной ориентации, необходимо еще много исследований.

Многофакторная модель

Жесткая позиция сторонников конструктивистской модели сексуальной ориентации, которые по-прежнему настаивали на том, что доказательства сторонников биологической модели являются недостаточными (Byne & Parsons, 1994; Looy, 1995), послужила основанием для полемики по вопросу о врожденном или приобретенном характере сексуальной ориентации.

В настоящее время теоретики отдают предпочтение многофакторной модели, в которой учитываются все факторы, способные оказать влияние на формирование сексуальной ориентации: биологические, психологические и социальные (Haumann, 1995).

Скорее всего, формирование сексуальной ориентации является результатом взаимодействия целого комплекса внутренних и внешних факторов. Вполне вероятно, что в каждом конкретном случае существует своеобразная комбинация факторов, влияющих на формирование сексуальной ориентации (Berger, Suesmatsu, & Ono, 1994).

Некоторые «программы», вследствие которых впоследствии формируется индивидуальная сексуальная ориентация, могут возникать в «критические периоды» как внутриутробного, так и постнатального развития, когда происходит взаимодействие между биологическими факторами и факторами среды (Bancroft, 1994; Bem, 1996).

Было выдвинуто предположение, что различные отделы головного мозга могут по-разному реагировать на воздействие половых гормонов на каждой стадии внутриутробного и постнатального развития. При среднем или обычном уровне мужских или женских гормонов формируется типично мужской или женский мозг. Повышение уровня тех или иных гормонов в критический период роста мозговых тканей оказывает воздействие на развитие восприимчивых к данным гормонам отделов мозга.

Это означает, что одни и те же отделы мозга могут иметь различную сексуальную дифференциацию. Таким образом, уровень мужских или женских гормонов на той или иной стадии развития мозга определяет широкий спектр характеристик, включая праворукость и леворукость, а также сексуальную ориентацию (Bancroft, 1994; Le-Vay, 1996).

Кроме того, согласно предположениям, влиянием этих факторов обусловлены различия в темпераменте детей, которые впоследствии могут привести к определенным сексуальным предпочтениям (Bern, 1996).

В настоящее время многие ученые начинают понимать, что биологи и социальные психологи, скорее всего, пытаются объяснить один и тот же феномен, однако рассматривают его под разными углами зрения : биологи учитывают прежде всего молекулярные влияния и работу нейрологических механизмов; социальные психологи — поведение в целом и влияющие на формирование поведения социальные факторы. 

Подавляющее большинство современных теоретиков склоняются к мнению о том, что сексуальная ориентация формируется в результате взаимодействия целого комплекса факторов: биологических процессов и предрасположенности, жизненного опыта, особенностей строения нервной системы и развития головного мозга, а также наследственности (LeVay, 1996; Looy, 1995).

Даже если впоследствии обнаружатся неопровержимые доказательства влияния наследственности на формирование сексуальной ориентации, это не будет означать, что сексуальные склонности на 100% передаются по наследству, поскольку определенную роль в процессе формирования сексуальной ориентации могут играть и другие факторы…

Некоторые теоретики полагают, что человек «выбирает» из широкого спектра стимулов лишь те стимулы, которые согласуются с его генетической предрасположенностью, и реагирует только на них. Поступая таким образом, человек, по существу, создает вокруг себя свою собственную среду. Согласно данному подходу, человек предстает динамичным, созидающим существом, которое учится поддерживать и видоизменять генетическую заданность (Bern, 1996; Bouchard, 1994).

Существует мнение, что люди не «запрограммированы», а, скорее, «приправлены» наследственностью. Следовательно, одни и те же генетические факторы могут стать фундаментом различных построек.

В многофакторной модели учитывается то обстоятельство, что сексуальная ориентация в каждом конкретном случае может иметь множество нюансов, происхождение которых невозможно объяснить способом взаимоисключения. Сексуальность каждого человека столь индивидуальна, что едва ли укладывается в прокрустово ложе однозначной классификации (Bancroft, 1994; Burr, 1996; Kitzinger, 1995).

Скорее всего, дальнейшие исследования подтвердят справедливость многофакторной концепции. Внимание исследователей сосредоточено на причинах формирования гомогендерной сексуальной ориентации в первую очередь потому, что гомогендерная и бисексуальная ориентация считается вариацией на тему гетеросексуальной нормы. На практике мы едва ли можем назвать причины формирования гетеросексуальной ориентации.

Вполне возможно, что в ходе исследований гомогендерной ориентации ученые смогут подобрать ключ к проблеме формирования сексуальной ориентации в целом. (Келли Г. Основы современной сексологии – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 896 с. Глава 11. Гомогендерная ориентация и поведение, с. 544 — 547″)

Психологические проблемы

Как мы видим, проблемы природы и причин гомосексуализма в науке недостаточно изучены, но современные исследования подводят к участию биологического фактора, и списывать его со счетов невозможно. Гомосексуализм, таким образом, оказывается отнюдь не простым выбором человека. Тем более, что гомосексуалисты до сих пор расплачиваются немалой дискриминацией и тяжёлыми психическими травмами.

В частности, тот же епископ Дионисий, у которого Павел Левушкан брал интервью, рассказывает: «Обыватель не очень себе представляет, кто такой — человек нетрадиционной ориентации. У нас имеются достаточно пошлые стереотипы, что это такие “трансформеры”, которые наряжаются в парики и на платформах разъезжают по европейским городам с карнавальным размахом. На самом деле по жизни, по крайней мере те люди, с которыми мы общаемся, они крайне скромные, можно сказать даже невзрачные.

Это люди с большой душевной травмой, причем не потому, что к ним общество так относится. Они себя даже и не позиционируют и не говорят вслух, но рано или поздно это становится ясным. От многих отказались родители, после того, как узнали, что их дети не такие, как все. Многие потеряли работу и даже были вынуждены менять место жительства. Среди тех, с кем мы общаемся, много иногородних, потому что Москва все же мегаполис, а вот там, где они жили раньше, стало просто опасно находиться. Эти люди действительно стали изгоями. Часть людей просто не очень понимают, что с ними происходит и кто они такие, почему они такие. То есть, нельзя сказать, что вовсе не пресыщенные люди, пытающиеся реализовать себя в извращениях»

К этому можно добавить, что по данным «Журнала Психиатрии» Великобритании, 43% английских геев, лесбиянок и бисексуалов страдают психическими расстройствами. В исследовании, проведенным Королевским Колледжем участвовали 1 285 респондентов из вышеуказанных групп. Список расстройств включает в себя страхи, трудности со сном, панику, депрессивные настроения и мысли, проблемы с памятью и концентрацией внимания, маниакальное поведение и навязчивые мысли.  31% опрошенных геев и лесбиянок отметили, что пытались покончить жизнь самоубийством. Не очень-то весёлая получается картина. Никак она не тянет на «развлекаловку» от нечего делать в поисках новых удовольствий и приключений. Люди явно страдают от того, что не такие, как все.

Духовно-нравственные соображения

Принимая во внимание все эти и многие другие исследования, католические богословы были вынуждены написать в своём катехизисе: «Довольно значительное число мужчин и женщин имеют врожденную тенденцию к гомосексуализму (в последней русской редакции написано «глубоко укоренённую склонность» без уточнения о врождённости или приобретённости). Эта наклонность, объективно нарушающая порядок, для большинства из них является трудным испытанием. К ним нужно относиться с уважением, состраданием и тактичностью. Надо избегать по отношению к ним всяких проявлений несправедливой дискриминации

Конечно, несмотря на это, официальная точка зрения Католической Церкви не уничтожает представления о гомосексуальном образе жизни как грехе, ибо это представление имеет древние корни в традиции. Тем не менее, приведённые слова свидетельствуют о признании всей серьёзности данной проблемы. Суть этой проблемы сводится к тому, что многие гомосексуалисты не виноваты в своей сексуальной ориентации. Гомосексуализм оказывается глубоко укоренён в их организме и психике – укоренён биологически и/или психологически.

Но из этого возникает логичный вопрос: в какой степени допустимо требовать от людей подчиниться церковному закону вопреки их внутренней природе?

«Что для вас важнее: мнение Библии, или психиатры?» – спрашивает Павел у епископа Дионисия.
«Для нас важнее человек» — отвечает тот.   Действительно, глубоко верующий человек способен пойти на многие  жертвы во имя Бога, но вправе ли мы требовать этого от всех подряд в общеобязательном порядке?   «Я не являюсь адептом какой-то традиционной богословской школы, — продолжает Дионисий, — Если мы будем рассматривать это с той точки зрения, как это было всегда, то я должен сказать, что это было исключительно на бумаге. Потому что гомосексуализм и церковь это две вещи, идущие за руку просто на протяжении всей истории. В церкви всегда было достаточно много гомосексуалистов. Говорить-то можно много, но история церкви говорит нам совершенно о другом.

Но дело не в этом, я не оправдываю свои какие-то действия тем, что это было всегда в церкви. Но в данном случае я не уверен, что это — грех. Все эти люди, они очень разные. Это особенность их психики, это особенность их физиологии. Как пастырь я вижу, что если я буду человека заставлять воздерживаться и ломать его — то это будет неправильно. Библия говорит только о добровольных скопцах ради Бога. И я не имею права навязывать воздержание человеку с нетрадиционными наклонностями»

Дионисий прав: фактически истинный гомосексуалист оказывается обречён, с точки зрения Церкви, на вынужденное безбрачие, ибо гомосексуальные отношения названы грехом. Христос действительно говорит о добровольных «скопцах» в лице монашествующих. Но монашество – это личный выбор человека, а не вынужденная необходимость. Собственно, католический катехизис и сводит проблему к тому, что гомосексуалист должен избрать целомудрие – стать «скопцом», но вовсе не по своему личному выбору, а принять это как некий крест.

«И я не уверен, что человека с такими наклонностями нужно менять. Не всякий психолог согласится с тем, что если ломать человека, даже ласково, то из этого выйдет толк» — говорит Дионисий.

Добавлю: я вообще не представляю себе, как квалифицированный психолог будет «ломать» человека против его собственного желания. Это категорически противопоказано.

Конечно, я понимаю, что консервативно настроенные христиане на это скажут: «Нужно лишь поверить в Бога, помолиться, и всё изменится». Но так ли всё просто в реальной жизни?

Вот, например, одно из многочисленных сообщений на эту тему в прессе: «Денвер, США, 13 декабря (2006), Благовест-инфо. Пол Барнс покинул кафедру Грейс Чепл — церкви, основанной им в пригороде Денвера и насчитывающей 2 100 прихожан, сообщила пресс-секретарь церкви Мишель Эймс.

По сведениям AP, 54-летний Барнс оставил своим прихожанам видеопослание, в котором признался, что вступал в сексуальные отношения с мужчинами. Некоторое время назад один из пасторов – товарищей Барнса – получил анонимный звонок от человека, который угрожал рассказать о тайной гомосексуальной жизни Барнса и других пасторов-евангеликов, сообщила Эймс. После этого Барнс, много лет состоящий в браке и имеющий взрослых дочерей, признался церковным старейшинам в том, что он действительно гомосексуалист. «Я боролся с гомосексуальностью с пятилетнего возраста, — заявил пастор Барнс в обращении к верующим. – Я не могу сосчитать, сколько ночей я провел в слезах, моля Бога, чтобы он избавил меня от этого».

В ноябре в отставку был вынужден уйти другой популярный лидер евангеликов – пастор церкви «Новая Жизнь» из Колорадо-Спрингс Тэд Хаггард, который был уличен в связи с мужчиной-проституткой и употреблении наркотиков. До этого в своих проповедях Хаггард жарко осуждал гомосексуализм и активно участвовал в политических выступлениях против однополых браков.»

Эти люди – пастор Барнс и пастор Хаггард (и многие другие, ибо проблема отнюдь не ограничена двумя фигурами) – плохо верили в Бога и плохо молились? Или же в реальной жизни всё оказывается сложнее, чем в традиционно написанных книжках для верующих?

А как же быть со словами Библии? – могут задать мне вопрос. Дионисий не даёт внятного ответа, но его логика «для нас важнее человек» по сути сводится к словам Христа: «суббота для человека, а не человек для субботы». То есть религиозное предписание, заповедь дана для человека, а не человек существует для предписаний и заповедей.

Вспомним, что фарисеи постоянно обвиняли Христа в том, что Он поощряет нарушение Закона. Да и вообще – «друг мытарям и грешникам». По их мнению, Христос должен быть чуждаться тех, кто нарушает Закон, а Он «ест и пьёт с мытарями и блудницами». О значении этих слов стоит задуматься многим представителям Церкви…

Что касается апостола Павла, то он не выделяет гомосексуализм из общего перечня многочисленных грехов, в число которых входят и ненависть, клевета, злоба, немилосердие, осуждение, ссоры и распри. Тоже есть над чем подумать…

«И что ты смотришь на соринку в глазу ближнего своего, а бревна в своём глазу не замечаешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза ближнего» — говорит Христос в Евангелии.  Что в очах Высшего Суда является соринкой, а что бревном, об этом Иисус не говорит. Он предоставляет нам самим вникать в смысл.

Но логика Его слов такова: когда ты научишься справляться с собственными грехами, тогда ты станешь смиренным и не будешь осуждать других, но примешь каждого с милосердием, состраданием и любовью, как принимает нас сам Бог.

А в заключении приведу ещё один маленький отрывок научной статьи.

Пол: прошлое и настоящее

Феномен пола таит в себе массу загадок. Еще недавно казалось очевидным, что воспитание способно кардинально повлиять на жизненные установки индивида. Сегодня мы знаем, что это далеко не так. Многие характеристики поведения, психологические установки и вкусовые предпочтения в выборе половых партнеров — существенным образом определяются врожденными характеристиками мужского и женского организма.

Сто лет назад одно лишь предположение о различиях в мыслительной деятельности мужчин и женщин вызывало бурю протестов и едкую иронию у демократов. Сегодня мы знаем, что мужской и женский мозг формируется на ранних стадиях развития плода, и различия в строении мозга оказывают значимое влияние на индивидуальные психологические характеристики.

Сто лет назад вопрос о половой принадлежности решался простым обследованием внешнего строения половых органов человека. Сегодня стало совершенно ясно, что половая принадлежность — сложный комплексный феномен: есть генетический пол, гормональный пол, пол по строению мозга, пол по внутренним и внешним морфологическим признакам и так далее.

Если в XIX веке женщина рассматривалась как недоразвитый мужчина, то в наши дни мы говорим, что женский пол является базовым, В последнее время даже появились любопытные сообщения, что человечество постепенно теряет Y-хромосому (т.е. эта хромосома со временем укорачивается в размерах). Впору вспомнить миф об амазонках. Тревога, впрочем, оказалась напрасной: другие исследователи вскоре доказали, что сильному полу в будущем вымирание не угрожает.

Очевидно, человеку XIX в. истории с самопроизвольным превращением девочки в мужчину показались бы курьезной байкой. В настоящее время мы знаем, что такое возможно и для этого не требуется никакого волшебства. Мужчина и женщина — такие знакомые и такие неизвестные. Половые различия таят в себе еще много загадок и ответы на них, как показывают результаты научных исследований в области молекулярной генетики, эндокринологии, этологии и других дисциплин могут быть самыми невероятными.» (М.Л.Бутовская Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: «Век 2», 2004, с. 132 — 133)

© Елена Преображенская

Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: