Оливер Томас. Когда религия теряет доверие

Гилилей перед судом инквизиции

Об авторе: Оливер «Базз» Томас – баптистский священник, автор книги «10 вещей, которые вам хочет сказать ваш священник (Но не может, потому что ему нужна работа)».

Галилей был осужден за свои предположения относительно места Земли в Солнечной системе, которые, как мы теперь прекрасно знаем, являются чистой правдой. А сейчас вопрос о гомосексуальности касается не одного единственного человека, а миллионов. Значит ли это, что христианские лидеры снова занимают ошибочную историческую позицию?

А что, если христианские авторитеты неправы в своем отношении к гомосексуальности? Для того чтобы подтвердить достоверность своих материалов, газеты ссылаются на определенные научные факты. И я вот думаю, что церкви скоро придется делать то же самое.

Случится это, по-видимому, нескоро, если брать во внимание несколько последних заголовков в прессе. На прошлой неделе американские католические епископы решили, что гомосексуальность – это «отклонение», и что геям нужно свои наклонности скрывать и жить в целомудрии. В это же время баптистское собрание штата Северной Каролины собралось заняться церквями, которые настроены к геям дружелюбно. Даже более либеральная пресвитерианская церковь намеревалась начать разбирательство в отношении женщины-священника, которая провела свадебную церемонию для двух лесбиянок; впрочем, позже обвинения были сняты из-за несоответствий в технической стороне дела. И все это наводит меня на такие размышления: что, если мы неправы?

В конце концов, все, чем по-настоящему располагает религия – это моральный авторитет. Исчезнет он – исчезнет доверие. Исчезнет доверие – и пора будет прикрывать лавочку.

Раньше с христианством такое уже случалось. Самый известный пример – это Галилей, который взял под сомнение библейский взгляд на Землю и стал утверждать, что вовсе не она, а Солнце является центром Солнечной системы. Вы знаете, чем все это закончилось. Галилея осудили за то, что, как выяснилось впоследствии, было неопровержимой правдой. От такого удара, по мнению многих, особенно ученых, христианство так и не оправилось.

На этот раз христианство ставит себя под удар, потому что оно безнадежно проматывает свой моральный авторитет, когда продолжает дискриминировать геев и лесбиянок, несмотря на то, что становится все больше научных доказательств тому, что сексуальная ориентация совсем или почти не имеет отношения к вопросу выбора. Даже если гомосексуальная ориентация получается в результате материнских гормонов, или из-за структуры мозга ребенка, или из-за его ДНК, то все это случайность, возникшая при рождении. В этом все дело. Нет выбора – нет и моральной вины и ответственности.

Ответ в Священном Писании

Тогда почему же христианские лидеры (я уж не говорю об ортодоксальных иудеях и правоверных мусульманах) продолжают настаивать, что гомосексуальность – это грех, несмотря на все увеличивающиеся научные доказательства того, что от человека сексуальная ориентация не зависит? Продолжают настаивать, хотя в ближайшие годы, без сомнения, поток этих доказательств примет лавинообразный характер? Ответ можно найти в 18-й главе Третьей книги Моисеевой, книге Левита: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость».

Раньше я тоже думал, что «раз Библия так сказала, то я в это верю, так оно и есть». Поэтому я до сих пор с симпатией отношусь к христианам, которые в своих рассуждениях отталкиваются именно от Библии. Но в этом-то и заключается ловушка. В Левите полно запретов, начиная с запрета есть рыбу, у которой нет чешуи, и заканчивая запретом дерзить родителям. Если ты принимаешь Левит как абсолютный закон, ясное слово Божье, то ты должен следовать всем запретам — всем до единого.

Но ведь этого не могут себе представить даже самые упертые американские христиане. Во-первых, никакого больше футбола. По крайней мере, без перчаток. Потому что прикосновение к свиной коже – это мерзость. Во-вторых, никаких больше субботних матчей, даже если удастся раздобыть новый мяч. Если следовать Левиту, нарушение субботы, шабата, карается смертью. Также запрещено приближаться к алтарю людям с дефектами зрения. Впрочем, в одиночестве они не останутся, у них будет многочисленная компания: входить в храм нельзя людям с любыми физическими недостатками, а также женщинам, у которых менструация.

Дело в том, что официальная религия уже сотни лет назад перешагнула через принесение животных в жертву, через рабство и отправление примитивных ритуалов, описанных в Левите. Однако она придерживается обвинений в адрес геев и лесбиянок. И это выборочное соблюдение старого закона — в высшей степени несправедливо с точки зрения любой этики. Мы, юристы, называем это «избирательным правоприменением», а в гражданских делах оно недопустимо.

Если внимательнее отнестись к Священному Писанию, то можно заметить, что в самом начале, в книге Бытия описывается, как Бог создал этот мир и все живущее в нем. «И увидел Бог, что все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Если Бог создал нас и если все, что он создал, хорошо весьма, то почему гомосексуалы должны нести ответственность за то, что Бог создал их именно такими?

Если обратиться к Новому Завету, то в нем Апостол Павел называет гомосексуальность грехом, однако, скорее всего, он говорит о римской практике педерастии, формы педофилии, распространенной в древнем мире. Богатые и успешные взрослые мужчины часто брали в свой дом мальчиков в качестве сожителей, любовников и сексуальных рабов. Сейчас сексуальная эксплуатация малолетних недопустима. Поэтому нельзя сказать, что где-либо в Новом Завете осуждаются долгосрочные, преданные отношения между взрослыми людьми одного пола, которые сейчас вызывают так много дебатов. Применять библейские стихи, написанные в определенном историческом контексте (например, о развращении малолетних), к современной ситуации, когда речь идет о моногамном союзе двух людей одного пола, — значит искажать слово Божье. Сексуальная распущенность, будь она среди геев или натуралов, осуждается Библией. Верность же осуждению не подлежит.

Что бы сделал Иисус?

Тому, кто до сих пор сомневается, стоит стряхнуть пыль со своей Библии и уделить несколько часов повторному ознакомлению с учением Иисуса. Вы не найдете там ни единого слова о гомосексуальности. Иисус говорит о деньгах, похоти, мести, разводах, посте и тысяче других вещей, но ничего не говорит о гомосексуальности. Это очень странно, если уж гомосексуальность – такая страшная угроза нравственности, не так ли?

С другой стороны, Иисус, не переставая, учил, как нужно относиться к окружающим. Во-первых, он ясно сказал, что никто не может брать на себя роль судьи. Эта роль принадлежит Богу («Не судите, да не судимы будете», Матф.7:1). И, во-вторых, он приказал нам возлюбить ближнего своего, как самого себя.

Так вот, я вас спрашиваю. Хотите ли вы подвергаться дискриминации? Хотите ли потерять работу, жилье или какие-то привилегии из-за того, над чем вы не властны? Вы хотите, чтобы общество отказало вам в праве навестить в больнице человека, с которым вы прожили всю жизнь, или в праве подать исковое заявление от его имени, если он был убит?

Страдания, которые геи и лесбиянки терпят по вине церкви, неисчислимы, но эти люди могут и хотят надеяться на реабилитацию. В конце концов, научные факты – упрямая вещь. Даже наши религиозные убеждения должны им подчиниться, как показала битва церкви с Галилеем. Но в этом случае для религии будущее выглядит не столь безоблачным.

Наблюдать за разрастающимся конфликтом между церковью и медицинской наукой в том, что касается гомосексуальности, — это все равно, что издалека наблюдать за железнодорожной катастрофой. Ты все видишь, но ничего не можешь поделать. Чем сильнее церковные лидеры пришпоривают коней, тем хуже будет для них.

Оливер «Базз» Томас, ноябрь 2006 г., USA Today
Перевод Demars, специально для Queerumir.ru, декабрь 2006 г.

Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: