Джеймс Хиллис. Я гей. И Бог меня любит

Геи-христиане, лесбиянки-мусульманки, геи-иудеи и буддисты-бисексуалы были всегда. Но сейчас верующие гомосексуалы все чаще выходят из тени и попадают на страницы СМИ.

«Это был правильный момент, — говорит священник-евангелист и активист гей-движения Мэл Уайт (Mel White), — когда наконец-то кто-то смог признать тот факт, что Господь создал нас и любит такими, какие мы есть. И что церковь должна быть проклята за отрицание этого».

В качестве аргумента Уайт приводит свою автобиографию 1994 года «Чужак у врат: Быть геем и христианином в Америке» (Stranger at the Gate: Being Gay and Christian in America — на фото). А также то, как пресса освещала его камин-аут.

Новые образы религиозных гомосексуалов — в кино, на телевидении, в книгах, СМИ и интернете — дают более детальное представление о членах ЛГБТ-сообщества, равно как и о вере. Многие из них показывают всю деструктивность конфликта между религиозными доктринами и сексуальным желанием. Но все чаще и чаще эти образы становятся свободными от ханжества. Они показывают геям, как принять любовь и веру и найти свой собственный духовный путь.

Уайт публично заявил о своей сексуальности в 1993 году, когда его официально назначили священником Собора Святых Упований (Cathedral of Hope), крупнейшей в мире христианской конгрегации, где состоят, в основном геи.

Последовавший за этим интерес со стороны СМИ (включая статьи в Los Angeles Times и Washington Post и участие в шоу Ларри Кинга (Larry King Live)), достиг апогея в 1994 году. Тогда ему была посвящена программа «60 минут», а в свет вышла книга «Чужак у врат», подробно рассказывающая о болезненной борьбе Уайта с тем, как примирить собственную сексуальность с учением церкви.

Как в книге, так и в интервью программе «60 минут», Уайт изобличил неправильные толкования Библии, которые часто используются для осуждения однополых сексуальных отношений. И книга, и интервью стали поворотными пунктами для многих членов ЛГБТ-сообщества.

«Чужак» вызвал лавину откликов, продолжающих поступать и по сей день, — говорит Уайт. — Куда бы я не приезжал с выступлениями, ко мне подходили люди со слезами на глазах. Все без исключения говорили — Ваша книга спасла мне жизнь».

Уайт приводит независимый фильм 2003 года «Последние дни» (Latter Days), как пример аутентичного изображения в СМИ конфликта между геевской чувственностью и гомофобной религиозной традицией. По сюжету Аарон, молодой мормон из Айдахо, приезжает с религиозной миссией в Лос-Анджелес и влюбляется в гея-тусовщика Кристиана, живущего в соседнем доме. Когда Аарон отдается своим чувствам, его с позором отправляют обратно домой, выкидывают из религиозной общины и помещают в психиатрическую клинику, где он подвергается лечению в ледяных ванных и электрошоковой терапии.

Фильм был снят С. Джеем Коксом (C. Jay Cox) по собственному сценарию и описывает его личный жизненный опыт гея-мормона. Концовка фильма утешает: Аарон находит новые способы создать семью и выразить свою веру.

Наиболее ярко конфликт между гомосексуальностью и религиозными традициями отражается в документальных фильмах. Одним из самых лучших за последнее время стал фильм 2001 года «Дрожа перед лицом Б-а» (Trembling Before G-d). В нем показана история геев и лесбиянок из ортодоксальных иудеев-хасидов, преданных своей вере, но изгнанных из религиозных коммун и не имеющих возможности продолжать религиозную учебу.

В фильме молодая лесбийская пара готовит традиционный плетеный хлеб, халу, и готовится к субботе. Геи-иудеи рассказывают о доподлинном смысле, который они нашли при религиозном изучении Торы и учебе в еврейской семинарии, последовавшей за этим. Но лесбийская пара отвергнута их семьями. Девушки слишком напуганы, поэтому их лица в фильме не показывают. А духовного удовлетворения, которое религиозное обучение дало мужчинам, больше нет, так как их изгнали, узнав об их сексуальности.

«Как я могу быть верующей лесбиянкой? — задается вопросом одна из героинь фильма, рассказывая о своем конфликте. — А что если бы я не была религиозной? Это было просто физическое отрицание подобной мысли. Словно такого и быть не может».

Один из геев более четко объясняет, что он потерял: «Я был отлучен от Торы на семь лет. И я чувствуют себя так, будто потратил впустую семь лет жизни».

Фильм подробно рассказывает о наносящих вред бесполезных усилиях по изменению сексуальной ориентации — от вводящих в заблуждение психиатров до поедания инжира и порки плетьми. Психиатр Наоми Маркс (Naomi Marks) говорит в фильме, что когда истинно религиозные иудеи изгоняются из их общины из-за своей сексуальной ориентации, у них есть мрачный выбор: самоубийство или «потеря собственной души от ведения двойной жизни».

В конце фильма показаны несколько иудеев-геев, которые примирили веру со своей сексуальностью и организовали собственную еврейскую семинарию. Раввин Стивен Гринберг (Steven Greenberg), первый открытый ортодоксальный раввин-гей, делает в фильме такое замечательное утверждение: «Демонстрацию того, что люди могут оказывать влияние даже на Бога, можно найти по всей Торе … Речь идет не о контроле Бога, а о Божьей любви».

Гринберг, автор разрушающей каноны книги «Борьба с Богом и людьми: Гомосексуальность в еврейской традиции» (Wrestling With God and Men: Homosexuality in the Jewish Tradition), полагает, что последние статьи в СМИ могут оказать сильное влияние. «Фильм «Дрожа перед лицом Б-а» … оказал потрясающее влияние на ортодоксальный мир, — заявляет раввин. — Он впервые рассказал ортодоксальным иудеям о ситуации, в которой оказываются иудеи-геи».

Мусульмане-геи лучше всего показаны в документальном фильме британского телеканала Channel 4 «Мусульмане-геи» (Gay Muslims). Картина рассказывает о пятерых геях и одной лесбиянке из Британии, причем все они — истые мусульмане. Герои отдалились от своих семей: трое мужчин подвергались физическим нападкам из-за их гомосексуальности, и только один — Аднан Али (Adnan Ali), которого назвали первым британским активистом-геем — достаточно уверенно себя чувствует, чтобы появиться перед камерой, не скрывая лица.

Когда молодой гей-мусульманин, которого в фильме назвали Разим (Razeem), встречается с Али, он говорит: «Теперь у меня есть надежда. Я думаю, что каждому нужен образец для подражания … А у меня в жизни никогда такого не было».

Однако в США фильм «Мусульмане-геи» так и не вышел. Наиболее ярким показом мусульман-геев стали короткие документальные эпизоды тележурнала для геев и лесбиянок In The Life на канале PBS. В обоих эпизодах говорится о тягостном двойном ханжестве, с которым они сталкиваются: со стороны мусульманских общин — за их гомосексуальность, а после терактов 11 сентября и со стороны гей-сообщества за то, что они мусульмане.

Сейчас на кинофестивалях показывают документальный низкобюджетный, но очень сильный по воздействию фильм «Рыбы летать не могут» (Fish Can’t Fly). История шести геев и одной лесбиянки, которые подверглись «очищению» от гомосексуальности евангелической терапией и сумели выжить, в конце концов, найдя примирение своей сексуальности с более широкой концепцией веры.

В ленте, местами напоминающей фильм ужасов, демонстрируются пагубные и абсурдные записи протокола экспериментов, призванных сделать людей натуралами. Все, кто давал интервью в фильме, были практически на грани самоубийства после прохождения подобных программ и нашли подлинную веру только тогда, когда избавились от страхов и начали жить как члены ЛГБТ-сообщества.

Джаллен Рикс (Jallen Rix), христианский музыкант, замечает в фильме, что он почувствовал на себе Божью любовь сразу же в первое лето, которое он начал жить как гей, чем за все годы, проведенные в движении экс-геев. Как он говорит: «Мое общение с Богом … неожиданно стало трехмерным».

Евангелист, создавший подлинно новый культурный образ христианина и открытого гея, — Джейсон Уорнер (Jason Warner) — солист группы Jason & deMarco. В реальной жизни он сожительствует со своим «коллегой» по группе. Их последний клип возглавил хит-парад зрительских предпочтений канала Logo. Уорнер и его партнер деМарко ДеЧиччио (deMarco DeCiccio), истый католик, появились на обложке журнала Advocate в 2004 году с подписью «Христиане-геи».

Уорнер — в прошлом солист церковного хора, которого уволили, когда он осознал, что является геем. В своем электронном послании, направленном во время очередного тура, Джейсон сказал, что одним из неожиданных счастливых событий на его пути стала книга Уайта «Чужак у врат». «Впервые я узнал, что существуют церкви «доброжелательные к геям». Я такого и представить себе не мог! — пишет он. — Это позволило мне начать собственный поиск и обнаружить … более широкий смысл духовности».

На религиозном сайте Jason & deMarco Уорнер разместил открытое письмо, рассказывающее о его пути к примирению веры и сексуальности. В нем говорится: «Это истинное благословение, что я могу помочь людям, страждущим знать правду».

Интернет стал лучшим местом, чтобы найти различные позитивные образы верующих геев. Прекрасным примером является сайт Al-Fatiha.Org, созданный для поддержки мусульман, членов ЛГБТ-сообщества.

Основатель Al-Fatiha Файсал Алам (Faisal Alam) говорит, что этот сайт и Фонд Al-Fatiha появились в результате его одиночества. «Так как я боролся с собой, пытаясь примирить свою сексуальность с верой, я попытался найти других людей, оказавшихся в подобной ситуации, — говорит Файсал. — И в своих попытках найти других людей, я обнаружил, что в сети не существует никаких ресурсов для ЛГБТ-мусульман».

Алам полагает, что «признание факта существования верующих мусульман-геев очень важно, чтобы подчеркнуть, что ислам не является монолитной религией».

Даайи Абдулла (Daayiee Abdullah) — открытый имам-гей также создал в сети ресурс для поддержки мусульман-геев. Он ведет дискуссионную группу на Yahoo! под названием Мусульманские мужчины-геи, в которой участвуют люди из более чем 22 стран.

Когда речь заходит о подаче в прессе образов верующих мусульман-геев, как Алам, так и Абдулла отмечают недостатки гей-прессы. Оба говорят, что гей-пресса присоединилась к повсеместно распространенной исламофобии после терактов 11 сентября, упрощенно обвиняя распространенные в исламе гомофобию и сексизм в подготовке террористов, хотя, если посмотреть на традиции крупнейших религий по всему миру, то во многих из них найдется место ханжеству.

Однако они указывают и на недавние примеры, говорящие, что гей-пресса делает робкие шаги по преодолению подобных недостатков. Абдулла говорит о недавнем принятии на работу в гей-журнал Advocate мусульманина-колумниста. Алам вспоминает о двух эпизодах тележурнала In The Life, которые, на его взгляд, в целом отражают правду.

Алам также говорит о самом ожидаемом в общине мусульман-геев событии: выходе документального фильма «Во имя Аллаха» (In The Name of Allah), снятом мусульманским режиссером, открытым геем Парвезом Шармой (Parvez Sharma). Полнометражный фильм, который должен выйти на экраны в 2007 году, снимался в 12 странах на девяти языках. Картина исследует жизнь мусульман, членов ЛГБТ-сообщества, в некоторых наиболее суровых по отношению к гомосексуалам странах мира.

Как и Al-Fatiha, GLBTJews.Org еще один правозащитный сайт, который поддерживает более крупная организация — Всемирный конгресс ЛГБТ-иудеев (World Congress of GLBT Jews). На сайте публикуются новости, оказывается поддержка и дается структура по созданию сообщества геев-иудеев в разных странах.

Буддисты-геи также нашли свое место в сети в Братстве буддистов-геев (Gay Buddhist Fellowship), у которого есть онлайновая дискуссионная группа, электронный новостной бюллетень и ссылки на буддистские организации, дружелюбные к геям.

Лар Брайер (Lar Bryer), член управляющего совета Братства буддистов-геев, полагает, что геи часто обращаются к буддизму, потому что, в отличие от других религий, здесь нет запретов на гомосексуальность. «Все, что говорит буддизм, это то, что ты должен воздержаться от дурного сексуального поведения — сексуальных действий, которые наносят вред тебе самому или другим людям, — объясняет Брайер. — Буддизм предоставляет верующему человеку самому размышлять над тем, что это значит».

Увлекательной книгой о буддизме и гомосексуальности является антология «Гей-дхарма» (Queer Dharma) под редакцией Уинстона Лейланда (Winston Leyland). В нее включены исторические буддийские тексты, рассказывающие об однополой любви, эссе практикующих геев-буддистов и теологов, интервью, проза и поэзия. Брайер также рекомендует «Уличный дзен-буддизм: Жизнь и работа Иссана Дорси» (Street Zen: The Life and Work of Issan Dorsey) Дэвида Шнайдера (David Schneider). Это биография трансвестита и бывшего наркомана Дорси, пришедшего к дзен-буддизму и ставшего настоятелем. Дорси основал один из первых в стране хосписов для больных СПИДом. Брайер говорит о Дорси как о положительном образе верующего гея и примере сострадания в гей-сообществе.

«Очень важно, чтобы верующие геи были показаны в СМИ, — говорит Брайер. — Если их там не будет, а правым консерваторам будет позволено присвоить себе торговую марку на слова «вера» и «мораль», мы будем потеряны как сообщество».

Именно сострадание привело набожного христианина и семинариста Джастина Р. Кэннона (Justin R. Cannon) к защите его друзей-геев от религиозных нападок в виде написания 15-страничного памфлета «Библия, гомосексуальность и христианство» (The Bible, Homosexuality and Christianity). Памфлет представляет собой дотошный разбор шести отрывков из Библии, которые используются для гонений на геев. Во время работы над памфлетом Кэннон осознал, что он сам — гей.

Памфлет можно бесплатно получить на Truthsetsfree.Net, сайте, созданном Кэнноном для поддержки ЛГБТ-христиан. Там же содержатся конгрегации, дружелюбные к геям, ссылки на другие геевские христианские сайты и онлайновые дискуссии, где могут собираться геи-христиане. Кроме того, Кэннон основал RainbowChristians.Com, наиболее популярный в сети сайт знакомств для геев-христиан. Где верующие геи и лесбиянки могут найти как партнера по изучению Библии, так и партнера по жизни. Неслучайно Кэннон попал в список ста наиболее важных персон журнала Out.

«Выйдя из тени, верующие геи могут публично заявить о том, что для нас тоже есть место в Церкви Христовой, — говорит Кэннон. — Мы можем показать молодежи, что им не надо выбирать между верой и сексуальностью. Все это схоже с тем посланием, которое прозвучало во время Stonewall: Мы — геи, и мы здесь, и для нас тоже есть место, как и для всех людей».

То, что Кэннон вошел в список 2006 года журнала Out говорит об изменении гей-прессы по отношению к вере. Мэл Уайт уверяет, что, несмотря на то, что все его усилия как активиста находили отражение в мэйнстримовой прессе, до недавнего времени в гей-прессе о его работе не было сказано ничего, особенно ничего позитивного. «Гей-сообщество весьма скептически относится к религии, — говорит Уайт. — А почему бы и нет? Они так много вытерпели от нее».

В прошлом месяце об Уайте впервые появилась статья в гей-журнале Advocate, а его деятельность вместе с собственной организацией Soulforce получили позитивные отзывы как в мэйнстримовой прессе, так и в гей-прессе. Мирные протесты Soulforce около мест проведения религиозных собраний и закрытие военных центров вербовки в знак протеста против политики «Не спрашивай, не говори» попали как в выпуски главных новостей, так и в гей-прессу.

Подобные упоминания Soulforce и всех других людей и событий ведут геев к началу возвращения высоких моральных устоев в религиозных дискуссиях. Как бы там ни было, но религия обладает огромной культурной силой, и сдача религиозных позиций в дебатах по вопросу прав геев означает отказ от огромной части территории.

«В мире живут миллионы верующих геев, которые не удовлетворятся эмпирическими данными, — говорит Уайт. — Необходимо, чтобы о верующих геях знали, чтобы их видели и слышали». Уайт, работавший в тандеме с мусульманскими группами и неоязычниками, подчеркивает, что когда он говорит вера, то «подразумевает каждую веру».

Как сказал в фильме «Дрожа перед лицом Б-а» один из геев-иудеев, принявший свою гомосексуальность: «Быть геем — это благодать. Это подарок Господа».

James Hillis, AfterElton.Com
Перевод Олега Томилина

На втором фото сверху — Мэл Уайт с персонального сайта http://www.melwhite.org/

Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: