Нэнси Вилсон. Читая Библию «новыми глазами»

И наша история тоже…

Большинство гомосексуальных мужчин и лесбиянок либо боятся Библии, либо не знакомы с ее содержанием, думая, что помимо плохих новостей в Библии для них ничего больше нет. В то время как Библия и в самом деле была написана в контексте патриархальных культур, основанных на гетеросексизме, истина и история бескорыстной любви Бога к Христу может стать «силой спасения» как для гомосексуальных мужчин и лесбиянок, так и для людей гетеросексуального направления.

Смелое, с инициативой прочтение Библии предлагает новую жизнь для лесбиянок, гомосексуальных мужчин, их семей и друзей. Среди почитаемых толкователей «Священного Писания» возрастает консенсус о том, что Библия не осуждает таких отношений. Современные геи и лесбиянки, верящие во Христа, прилагают все усилия, чтобы доказать, что Библия не осуждает гомосексуализм. Настало время двигаться дальше, вне этой позиции. Доказательство того, что Библия не осуждает гомосексуализм, недостаточно. Геи и лесбиянки должны иметь возможность провозгласить: «Да, это «И наша история тоже!».

Отпирая двери древних «чуланов»…

Теология освобождения и феминисткая библейская критика показали, что для придачи силы всем людям Библия должна быть прочтена новыми глазами с точки зрения угнетенных людей. Когда мы прочитываем библейские истории сквозь призму сегодняшнего времени, они преображаются с новым смыслом. А что если мы просто предположим, что лесбиянки и геи всегда были в Библии? Их исторические сверстники следовали за Моисеем и Мириамом, как описано во второй книге Моисеева «Исход», и шли они с Иисусом по берегам Галилейского моря! Лесбиянок и геев можно найти везде и всегда, даже тогда, когда они молчат или молчали о своем сексуальном направлении, прячась в своих «чуланах».

Настало время освобождения библейских геев, лесбиянок, бисексуальных героев и их историй от их древних «чуланов». Столетия молчания в библейских комментариях и справочных пособиях должны быть, наконец-то, прерваны пылкими исследованиями библейской правды о сексуальности. Упоминает ли Библия ссылки или истории о геях и лесбиянках, которые бы соответствовали фактам, известным историкам и антропологам о сексуальности в библейские времена? Ответ на это вопрос: «Да!» Некоторые истории являются неоспоримыми. Другие имеют очевидный гомосексуальный характер. А некоторые другие истории странным образом намекают на существование отношений между людьми одного пола. Всё это может придать силы геям и лесбиянкам и помочь им радостно принять Библию.

«Нация» лесбиянок и геев

Книга Деяний представляет собой описание ранней Церкви и ее попыток проповедовать и жить по заветам «беспрепятственного Евангелия» (Деяния 28:31). Сегодня мы переживаем великое, всемирное пробуждение гомосексуальных общин, которым все еще требуется разрешение на вход в «беспрепятственное Евангелие». Двумя наиболее важными историями для такого Евангелия являются «Пётр и Корнелий» (Деяния 10) и «Филипп и Эфиопский евнух» (Деяния 8). Обе эти истории берут свое начало в пророчествах Исайи 56. Исайя провозглашает, что настанет тот день, когда Иноверцы и евнухи, наряду с их пожертвованиями, будут «приняты» Богом. Греческий перевод древнееврейского слова «приняты» из книги пророка Исайи 56:7 также встречается в книге «Деяний 10:35».

Беспрепятственное Евангелие для всех!

В истории Петра и римского центуриона Корнелия (Иноверца) Петру послано божественное откровение: «. . . Бог беспристрастен, но в каждой нации тот, кто страшится Бога и делает то, что полагается, Богом принимается» (Деяния 10:34-35). Слово «нация» происходит от греческого слова «этнос» от которого мы производим слово «этнический». Это понятие обозначает расу, культуру и народ. Таким образом, Пётр узнает, что в любой расе, культуре и народе те, кто страшатся Бога и делают то, что полагается, имеют право быть крещёнными.

Является ли община геев и лесбиянок просто политической группой, борющейся за политические права гомосексуалов, или может быть она является этносом? Без сомнения, существуют гетеросексуальные люди, занимающиеся гомосексуальным сексом, как и не имеющие какого-либо сексуального опыта геи и лесбиянки. Представляют ли геи и лесбиянки определенный тип поведения, или может быть, они относятся к тем людям, важной характеристикой которых является гомоэротическая привлекательность? Этнос может быть определен общей историей, словарным запасом, культурой, институтами (школами, библиотеками, клубами, церквями, синагогами, социальными организациями), героями, политическими лидерами, академиками, ценностями и способностью опознать друг друга даже при полном погружении в доминирующую культуру. Если вышеперечисленное составляет этнос, тогда геи и лесбиянки должны быть включены в понятие «нации» в соответствии с «Деяниями 10″. Что в Библии свидетельствует об этносе геев и лесбиянок? Это трудоемкая детективная история, усложненная тысячелетиями гетеросексуальных предрассудков, доминирующих в светской истории и библейском учении.

Бог благословляет «лишённых»

Давайте начнем с библейских концепций о бессмертии. Древнееврейские священные писания не дают ясного определения или последовательной концепции о жизни после смерти. Бессмертие достигалось в основном через потомство. Самое страшное, что могло выпасть на чью-либо долю, было отчуждение или «отрезание» со стороны своего народа. Это могло произойти либо путем изгнания за определенные преступления, либо через публичную казнь, либо вследствие смерти бездетных супругов. Достаток и дети рассматривались как двойные знаки Божьей милости. (Псалма 127:3-5; 128:3-6).

Лучше, чем у сыновей и дочерей

В этом контексте женское бесплодие считалось проклятием. Ценность женщины была непосредственно связана с ее способностью родить ее мужу детей. Библия изобилует историями женщин, отчаянно молящихся Богу и просящих его «открыть их утробы» (Псалма 113:9; Бытие 30:1; Первая книга царств 1:10). Бесплодие стало метафорой для проповедников, которые использовали ее для описания горестного состояния покинутого и проклятого Богом Израиля. Книга пророчеств Исайи 54 начинается с трогательного пересказывания этой метафоры. Затем пророческое послание Исайи отменяет проклятие бесплодия, и Израиль превращается в бесплодную женщину со многими детьми. После двух глав, Исайя употребляет понятие «сухое дерево» (символ женского бесплодия) для евнухов. С евнухами также ассоциировалось понятие «отрезания» Возможно, что понятие «евнух» в книге пророчеств Исайи 56 является общим понятием для всех мужчин и женщин, не имеющих детей.

Самым важным правовым предписанием, которое, возможно, и послужило поводом для исключения евнухов из церкви, является «Второзаконие 23:1». «Левит 21:17» повествует о том, что только «неопороченные могут представиться перед Богом…». Это также исключало евнухов, которые были священниками в древних языческих храмах, а также детей, рожденных в кровосмесительных браках. В конце концов, Исайя провозглашает всеобщее соглашение, обещающее евнухам и бесплодным женщинам полное участие в Божьих благословениях, а также «имя лучше, чем у сыновей и дочерей…вечносущее имя, которому не быть отрезанным».

НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ РОЖДЕНЫ «ЕВНУХАМИ»

Кто были евнухи в библейские времена? В большинстве случаев, понятие «евнух» обозначает мужчину, который был кастрирован (часто для обозначения того, что он «безопасен» для служения при царских женских особах). Однако, существуют и ссылки на то, что евнухами также были судебные чиновники, которые физически могли и не быть евнухами. Не все евнухи, упомянутые в «Бытие», книгах пророков Исайи, Иеремии и Даниила, а также и в «Новом Завете», были кастрированными мужчинами. «Евнух» — это более общее понятие, которое, наряду с кастрированными мужчинами, по всей видимости, включало в себя и бесплодных женщин, гомосексуальных судебных чиновников, магов и священников. Кастрированные мужчины часто были по своей функциональности, да и по строению, гомосексуалами.

Брак – это не для всех!

Иисус говорит о трех видах евнухов: «Ибо есть евнухи, рожденные такими, и есть евнухи, которые были сделаны евнухами другими, и есть евнухи, которые сделали себя евнухами во имя Царства небесного. Пусть каждый примет это, как может». (Матфей 19:12)

Можно предположить, что евнухи, «сделанные евнухами другими», — это те, которые были кастрированы. Те, кто «сделали себя евнухами» по всей видимости, добровольно дали обет безбрачия. А как насчет тех, кто был рожден евнухами? Иисус четко определяет, что гетеросексуальный брак нормой для всех не является. Это очень важное замечание, сделанное Иисусом, допускает возможность другого жизненного уклада помимо гетеросексуального брака, и потому непосредственно касается геев и лесбиянок.

Две истории о черных евнухах, которые были судебными чиновниками, являются примерами Божественного искупительного акта. В книге Иеремии 38 Эфиопский евнух спасает жизнь неженатого пророка Иеремии. Иеремия, в свою очередь, приносит Божье послание царю, описывающее спасение Иерусалима.

В «Деяниях 8» апостол Филипп дает крещение другому Эфиопскому евнуху. Евнух читает отрывок мессианского пророчества из книги пророка Исайи 53 (невероятно близкий по смыслу книгам пророка Исайи 54 и 56!). Этот отрывок повествует о судьбе Страдающего слуги, который будет «отрезан» от земли и жизни. Послание евнуху гласило: «Те, кто были «отрезаны» будут приняты». И потому он задает вопрос: «Что же мешает мне быть крещённым?» На что апостол Филипп отвечает: «Ничего!»

Иисус выбирает новую «семью»

Иисус Христос, в осуществление пророчества Исайи 53, был «отрезан» от своего народа следующим образом: он был казнен как преступник и умер без наследников. Он был евнухом, функционально и даже физически. Смерть и воскресение Иисуса Христова дало новое определение понятию бессмертия, отделяя его от необходимости рождать детей.

Однажды, при встрече с его биологической матерью и братьями, Иисус, указывая на своих учеников как на свою новую семью, сказал: «Ибо, кто будет исполнять волю Божью, тот Мне брат и сестра и матерь» (Марк 3:35).

Иисус прожил жизнь альтернативного уклада

Отношения Иисуса, описанные в Евангелие, радикальным образом отличаются от современных так называемых нуклеарных семей. Иисус любил Лазаря, Марию и Марфу. Что так притягивало Иисуса к столь нетрадиционной семейной группе, состоящей из брата холостяка да двух незамужних сестер? Две бесплодные женщины и один евнух – семья, которую избрал Иисус. Можем ли мы предположить, что все они гетеросексуалы, давшие обет безбрачия? А что если Мария и Марфа сёстрами не были, а просто называли друг друга «сёстрами», то есть поступали так, как поступали все лесбиянские пары на протяжении всей записанной истории?

Не менее восьми раз Евангелие от Иоанна упоминает «того, кого Иисус любил», или его «любимого ученика». Редко теологи обращали внимание на тот факт, что Иисус находился в особенно близких отношениях с одним мужчиной. Был ли Иисус геем или не был, гомофобия заглушила какие-либо исследования сути этих отношений.

Библия фактически ничего не знает о Послереформационном идеале моногамного, романтичного, гетеросексуального брака на всю жизнь. Библия описывает брак в отношении обмена собственности и деловых сделок, полигамии, расширенных семей, племенных группировок, левирата и других жизненных укладов. Предвзятость по отношению к браку в «Новом Завете» и негативное отношение ранних теологов к сексу широко известны в кругах историков и студентов, изучающих человеческую сексуальность.

Новая Христианская община в Деяниях включает в себя бездетных вдов, бывших проституток, социальных изгоев, мужчин, давших обет безбрачия, женатых людей, евнухов, чернокожих, евреев и иноверцев. Те, кто не были ранее приняты, теперь воплощали обещание пророка Исайи 56: «И будет мой дом зваться домом молитвы для всех людей».

«Однополые» отношения в Библии:

Истории двух определенно однополых пар в «Священных Писаниях» стали библейскими примерами верной любви в стрессовых обстоятельствах для гомосексуальных мужчин и лесбиянок.

Руфь и Ноеминь

Книга Руфи – это романтическая новелла, но только она не повествует о любви Руфи и Бооза. На самом деле это Ноеминь, которая является центральной героиней, а Руфь выступает в роли Искупителя. Отношения Бооза и Руфи, далеко не романтического склада, несут строго семейный и деловой характер. Во всей Библии именно эта история повествует о самом трогательном завете преданности в отношениях двух людей. «И Руфь сказала: «Умилостиви меня не покидать тебя и вернуться после следования за тобой: ибо куда ты идешь, и я пойду; и где ты поселишься, там и я поселюсь: и твои люди будут моими людьми, и твой Бог будет моим Богом». (Руфь 1:16)

Хотя и годами используемый в церемониях гетеросексуальных свадеб, этот обет был провозглашен между двумя женщинами! Когда их мужья погибают в битве, Руфь дает этот обет Ноемини, ее свекрови. Руфь выходит замуж за Бооза, близкого родственника, и отвоевывает место для Ноемини в своей новой семье, после чего рожает ей ребенка. Какими были отношения между Руфью и Ноеминей? Наверняка знать этого невозможно. Но то, что прославленные «Священными Писаниями» отношения между этими двумя женщинами были полны страсти и пожизненной преданности, не вызывает никакого сомнения.

Объединенные пактом любви…Давид и Ионафан

Другая история, история Давида и Ионафана, происходит во времена, когда понятие воин/любовник было общепринятым и даже считалось благородным. История трагического треугольника страсти, ревности и политической интриги между Саулом, Ионафаном и Давидом представляет собой один из наиболее непосредственных описаний однополой любви в Библии: «Я переживаю за тебя, мой брат Ионафан; ты мне в радость. Твоя любовь ко мне прекраснее, чем любовь женщин» (Вторая книга царств 1:26)

Автор определенно находится под воздействием классической мужской красоты Давида (Первая книга царств 16:12) в этой истории любви и преданности, отмеченной романсом (Первая книга царств 18:1-5), тайными свиданиями (Первая книга царств 20:1-23; 35-42), поцелуями и рыданиями (Первая книга царств 20:41), отказами от еды (Первая книга царств 28:32-34), а также откровенным заветом воина/любовника, данным Давидом после смерти Ионафана (Первая книга царств 20:12-17; 42). Становится очевидным тот факт, что Ионафан был любовью жизни Давида. Столетия библейских толкований, отмеченных гомофобией, слишком долго «прятали их любовь в чулане»!

ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ И БИБЛИЯ: НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ:

Вот и всё, что там есть? Несколько пророчеств о бесплодии и евнухах и только две однополые пары? Нет, еще много, что есть; и теологам нужно исследовать все возможные толкования:

  • Являются ли геями евнухи, проживающие в царских судебных палатах и спасающие Божьих лидеров, в истории Иосифа (Бытие 39-45) и «Книге Есфирь»?
  • В басне о женщине, потерявшей монету (Лука 15), женщина теряет одну из десяти монет. Воплощают ли геи и лесбиянки ту потерянную монету, счастливо найденную в наши дни? По новым статистическим данным, число геев и лесбиянок составляет десять процентов от всего населения. Разве это только крошечная доля человечества? Разве это только «дрожжи в тесте» каждой культуры?
  • Центурион просит Иисуса исцелить дорогого ему слугу (Лука 7). Греческое слово «pais», употребляемое в «Матфее 8″, означает «мальчик-раб», которое в те времена, как правило, использовалось для описания гомосексуальных отношений. Почему же тогда Иисус восхваляет веру центуриона, но при этом не осуждает его жизненного уклада?
  • Апостол Павел осуждал любого гетеросексуала, не способного контролировать свои сексуальные желания. В то же самое время его бурные жизненные отношения всегда вращались вокруг мужчин: Тимофея, Варнавы и Сайласа. Можно ли объяснить его тирады против товарищей по работе и других церквей, а также его неутомимый миссионерский пыл тем, что в какой-то мере он пытался подавить свою склонность к гомосексуализму?
  • В истории о богатом юном правителе (Марк 10), «Иисус, смотря на него, любил его». В чем состоит эта связь между овеществлённой духовностью и этой «любовью» по отношению к нуждающемуся незнакомцу? Были ли проведены какие-либо исследования о тех восьми разах, когда, говорилось, что Иисус велел «любить» кого-то? Какое отношение к его сексуальности имела определенная «любовь» Иисуса к другим?
  • А как насчет Лидии (Деяния 16), независимой иноверки, продавщицы пурпура, ставшей первой Европейской Христианкой? Нет никакого упоминания об ее муже или детях. Но известна она тем, что возглавляла она группу женщин, которым проповедовал Павел. Была ли Лидия лесбиянкой?
  • пурпурный цвет часто символизирует королевскую власть, страдания и страсть или трансформацию и магию. Это цвет, в который был одет Иисус перед распятием на кресте. Ассоциируется ли пурпурный цвет с геями и лесбиянками в Библии и Христианской богослужебной традиции?

И какое это имеет значение?

Какое это имеет значение для геев и лесбиянок — осмелиться увидеть себя в Библии? Нам нужно знать какими были люди, описанные Библией, которые, как мы обычно предполагаем, все были гетеросексуального склада. В этих обращениях к геям и лесбиянкам нет никакого осуждения, нет никаких перекрёстных ссылок на толкования истории Содома или Левитского закона, отмеченные гомофобией. Эти обращения приглашают общины геев и лесбиянок прочитать Библию без страха и применить в жизни ее исцеляющие и придающие силы истины.

1) Консультация Национального совета церквей Христа, США, на тему «Библейские проблемы и гомосексуализм», из неопубликованных документов, 1987. Шесть печально известных абзацев в Библии использованы против геев и лесбиянок, все из которых должны быть изъяты из контекста, когда направлено против них. Памфлет «Гомосексуальность: не Грех, не Болезнь», написанный достопочтенным Дональдом Истманом (ссылки приведены внизу) предлагает скрупулезный, но в то же время краткий комментарий к этим абзацам.

2) Стимулом для написания раздела «Однополые отношения» послужила книга «Ионафан любил Давида: Гомосексуальность в библейские времена» (Tom Horner, Jonathan Loved David: Homosexuality in Biblical Times, Philadelphia, Westminster Press, 1978).

3) Этот раздел «Важные вопросы» был вдохновлен книгой Джюди Грэхн «Другой родной язык» (Judy Grahn, Another Mother Tongue, Boston, Beacon Press, 1984)

Этот памфлет был написан достопочтенной Нэнси Л. Вилсон, пастором Метропольной общинной церкви города Лос-Анджелес и членом Правления старейших, UFMCC.

См. так же: Гомосексуальность и Библия… Дурная или Благая Весть?

Дополнительные источники:

Приведенные ниже источники рекомендуются всем тем, кто желает более углубленно исследовать все связанные с этой темой вопросы:
— Универсальное Товарищество Метропольных Общинных Церквей. Гомосексуальность и Библия, 1994.
— Бойд, Малколм и Нэнси Л. Вилсон, «Невероятная грация: Истории веры лесбиянок и геев» (Boyd, Malcolm and Nancy L. Wilson (1991), Amazing Grace: Stories of Lesbian & Gay Faith, Freedom, Crossing Press).
— Истман, Дональд, «Гомосексуальность: не Грех, не Болезнь» (Eastman, Donald (1990). Homosexuality : Not a Sin, Not a Sickness. Los Angeles, Universal Fellowship of Metropolitan Community Churches.)
— МакНейл, Джон Ж., «Церковь и гомосексуал» (McNeill, John J. (1988), The Church and the Homosexual, Boston, Beacon Press. Orig. pub. 1976).
— Шюсслер Фиоренца, Элизабет, «В ее память» (Schüssler Fiorenza, Elisabeth (1988), In Memory of Her, New York: Crossroads Publishing Company).
— Спонг, Джон Шелби, «Спасая Библию от фундаментализма» (Spong, John Shelby (1991), Rescuing the Bible from Fundamentalism, San Francisco: Harper San Francisco).

Министерство духовной пищи

Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: