Елена Преображенская. Комментарий к новости: «Глава пресс-службы Ватикана напомнил, что гомосексуальность не препятствует спасению»

Глава пресс-службы Католической Церкви Федерико Ломбарди призвал христиан относиться к гомосексуалами с тактом. В интервью одному из информационных агентств Ломбарди прокомментировал недавние заявления ватиканского кардинала Хавьера Лосана Баррагана (Javier Lozano Barragan), утверждавшего, что геи и транссексуалы «никогда не войдут в Царствие Божие». Как уже ранее сообщалось, высокопоставленный церковный чиновник Барраган заявил 02 декабря 2009 года, что церковь рассматривает гомосексуальность как «надругательство над Богом».

По словам же Ломбарди, Катехизис Католической Церкви, признавая однополые отношения грехом, «противным природе» и «ни в коем случае не приемлемыми», тем не менее учит принимать самих гомосексуалов «с уважением, состраданием и тактом». Более того, он заявил, что гомосексуальное влечение само по себе не препятствует спасению. В отличие от Хавьера Баррагана, заявившего, что «гомосексуалами становятся», Ломбарди признал, что у части представителей сексуальных меньшинств эта склонность является врождённой, и призвал верующих избегать в их отношении «любой дискриминации». О том, что гомосексуалы не заслуживают дискриминации, говорил в своём интервью и Лосано Барраган.

Ломбарди процитировал пункт 2358 Катехизиса Католической Церкви, в котором сказано: «Довольно значительное число мужчин и женщин имеют врождённую тенденцию к гомосексуальности. Эти люди не сделали сознательного выбора в пользу гомосексуальности; для большинства из них это состояние является трудным испытанием. К ним нужно относиться с уважением, состраданием и тактичностью. Надо избегать по отношению к ним всяких проявлений несправедливой дискриминации. Эти люди призваны исполнить волю Божию в своей жизни и, если они христиане, соединить с Крестной Жертвой Спасителя те трудности, с которыми они сталкиваются вследствие своего состояния».

Пресс-секретарь Ватикана также отметил, что итальянский сайт «Pontifex.Roma.It», в интервью которому кардинал Барраган высказал столь жёсткие суждения, «не следует считать авторитетом в вопросах католического учения», что этот сайте не является официальным церковным органом, и посоветовал обращаться по столь важным вопросам к Катехизису Католической Церкви. (Эта новость подготовлена по материалам сайтов «Regions.Ru» и «Sedmitza.Ru»).

Первое, что бросается в глаза при чтении католического катехизиса в отношении гомосексуальности — это несуразное противоречие между осуждением гомосексуальных отношений и признанием гомосексуальности не зависящей от сознательного выбора человека. Как нетрудно догадаться, первое является данью традиции, с которой расстаться официальному католичеству пока что не под силу, а второе — результат современных научных данных и общественных перемен.

Можно предположить, что катехизис побуждает гомосексуалов жить в безбрачии и целибате, чтобы достичь спасения. В принципе, так оно и есть, что воздержание в таком раскладе представляется идеальным. Но на самом деле проблема гораздо сложнее и, вместе с тем, ответ на неё гораздо логичнее.

Дело в том, что современное католическое учение вообще не настаивает на том, что кто-либо «стопроцентно» лишён спасения. Наиболее либеральные богословы изрекают по этому поводу: «ад есть, но он пуст». Более традиционные, как, например, покойный папа Иоанн Павел II, авторитет которого сомнению не подвергается, говорят более аккуратно, но всё же предельно мягко: «Мы не знаем, что кто-то находится в аду (об этом знает лишь Бог), и даже о таких, как Иуда Искариот (предавший Иисуса Христа) мы не знаем точно, находятся ли они в аду». Католическая церковь провозглашает, что святые пребывают на небесах, но не провозглашает, что кто-либо пребывает в аду.

Это основано, во-первых, на твёрдой вере в милосердие Бога. Во-вторых, на том, что никогда неизвестно, имел ли человек раскаяние в своих грехах (а раскаяние, как известно, ведёт к прощению). Наконец, в-третьих, это основано на католическом учении, что ад заслуживают лишь те, кто совершает тяжёлые (смертные) грехи и не раскаивается.

И вот в этом-то понятии тяжёлого (смертного) греха и кроется очевидность, что даже если признавать с традиционных позиций гомосексуальные отношения грехом, невозможно утверждать, что это то, что непременно приведёт в ад, как утверждает некий кардинал Хавьера Лосана Баррагана.

Дело в том, что грех считается тяжёлым лишь при одновременном сохранении сразу трёх условий:
1) деяние должно быть объективно тяжёлым
2) оно должно быть совершено осознанно
3) оно должно быть совершено добровольно.

По пункту 1: объективно тяжёлые грехи — в первую очередь те, которые нарушают 10 заповедей, в число которых запрет на гомосексуальные акты не входит.

По пункту 2: осознанные грехи — это те, о которых человек знает, что совершать нельзя, но совершает. Очень сложно относить в это число многие сексуальные грехи, считавшиеся таковыми по традиции в прошлом, так как люди в современной культуре знают законы биологии и психоанализ. То есть на рациональном уровне люди далеко не всегда согласятся с церковной традицией. Вероятно, большинство людей понимает, что нельзя совершать супружеские измены. Возможно, многие понимают, что нельзя вести сексуально беспорядочную жизнь. Но это явно не имеет никакой связи с отношениями во взаимной любви.

По 3 пункту: добровольные грехи — это те, которые совершаются абсолютно свободно,  то есть без совершения которых человек спокойно может обойтись. К примеру, шантаж, сильные эмоции, чувственные импульсы или какие-то трудные жизненные обстоятельства уменьшают или отменяют добровольность, так как имеют место существенные влияющие на волю человека факторы.

По этой логике следует заключить, что коль скоро католический катехизис признаёт, что гомосексуальность не является выбором человека, то и гомосексуальные отношения нельзя относить к полностью добровольным (в том смысле, что гомосексуал не может не иметь в них никакой нужды), поскольку они связаны с внутренней (биологической и психологической) потребностью, требующей своего удовлетворения.

И, следовательно, даже если мы согласились бы с тем, что в случае гомосексуализма совершается грех объективно тяжёлый и осознанный (что, как мы видели, совершенно неочевидно), третий пункт в любом случае не соблюдается: полной добровольности (в том значении, о котором сказано выше) нет.

Конечно, всю эту замысловатую логику можно перечеркнуть, приняв позицию либеральных верующих, что гомосексуальные отношения гомосексуальных людей  — это вообще не грех. (Кстати, основана эта позиция  именно на убеждении, что если гомосексуальность природна, то она не может быть грехом: нет ответственности человека в его сексуальной ориентации; плюс некоторое более внимательное прочтение Библии в культурно-историческом контексте).

Можно так же перечеркнуть всю эту логику, как это делают фундаменталисты. Но это будет очевидным мракобесием. Впрочем, фундаменталисты своё мракобесие называют «верностью истине».

Католичество, как я попыталась показать, хотя и консервативно, но не столь уж фундаменталистично.

Вовсе не весь мир за пределами церкви попадёт в ад, согласно официальному католичеству. И даже вовсе не все явные грешники попадут в ад. А может быть, и никто туда не попадёт, как считают либеральные католики. (Кроме рая и ада, католики верят в чистилище, не являющееся адом, куда временно попадают души тех, кто не готов встретиться с Богом «лицом к лицу»).

Только те люди, которые совершают объективно тяжёлые грехи (а не мелкие), да ещё и совершенно осознанно и добровольно, могут оказаться в аду. Но и они там не окажутся, если в их душах появится раскаяние.

Таково официальное учение католической церкви. Исходя из этого, вовсе нетрудно понять: гомосексуалисты, даже и с точки зрения традиционного представления о гомосексуализме как грехе, имеют все шансы не оказаться в аду.

Ну а я, вообще-то, в ад не верю совсем, поскольку бесконечные мучения бессмысленны, абсурдны и явно противоречат вере в милосердие Бога.

Но эта заметка была не о моих представлениях (хотя сама по себе католическая логика о тяжёлых грехах, а так же и по многим другим вопросам представляется мне весьма убедительной), а о том, во что верят католики, и почему глава пресс-службы Ватикана Федерико Ломбарди не ошибся, объвив, что гомосексуальность не является препятствием к спасению.

© Елена Преображенская

Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: