Елена Преображенская. Введение в квир-тематику: наука против традиции

Статья посвящена изложению современных научных представлений, без знания о которых невозможно понять причин толерантного отношения к сексуальным и гендерным меньшинствам как в светском обществе цивилизованных стран мира, так и среди современных либерально-настроенных верующих разных (в том числе и консервативных) конфессий, а также в либеральных христианских церквях и сообществах нехристианских религий.

Статья написана в популярном стиле, чтобы её смысл мог быть понятным широкому кругу читателей, а не только узко-профильным специалистам (которым всё сказанное известно и без чтения данного изложения). Для несколько более глубокого изучения в конце предложен список литературы, которая доступна в интернете.

Содержание:
Многокомпанентность пола
Эмбриональное развитие человека
Эволюционное развитие человека
Религиозные интерпретации
Причины развития гомосексуальности
Понятие и терминология квира

Многокомпанентность пола

Современная наука преподносит немало сюрпризов традиционным и массовым стереотипным представлениям. Так, например, если в обыденном представлении половая принадлежность человека определяется набором половых органов (куда сразу же никак не вписываются гермафродиты – люди, имеющие одновременно мужские и женские половые органы), то современной науке известно множество компанентов пола, каждый из которых оказывает своё влияние на человеческую индивидуальность и проявления сексуальности:

— генетический пол (набор половых хромосом);
— гормональный пол (соотношение в крови андрогенов – так называемых мужских гормонов и эстрогенов – так называемых женских);
— пол по строению мозга, или церебральный пол (особенности строения головного мозга мужчин и женщин);
— наружный генитальный пол (внешние половые органы: пенис и мошонка у мужчин, клитор, влагалище, половые губы у женщин);
— внутренний генитальный пол (внутренние половые органы: простата и семенные пузырьки у мужчин, матка и маточные трубы у женщин);
— гонадный пол, или пол гонад, пол половых желёз (яички у мужчин, яичники у женщин);
— пол вторичных половых признаков, или морфологический пол (оволосение по мужскому или женскому типу, наличие или отсутствие развитых молочных желёз, тональный диапазон голоса, строение скелета, распределение подкожной жировой прослойки и др.);
— пол воспитания (то как воспитывался человек с детства:  девочкой или мальчиком);
— пол гражданский, или пол по паспорту (то как человек «задокументирован» юридически);
— пол психический, или осознаваемый (самоидентификация человека – то, как он сам себя ощущает);
— пол социальный, или гендер (полоролевое поведение в обществе,  в психологии и сексологии это понятие подразумевает любые психические или поведенческие свойства личности, ассоциирующиеся с маскулинностью – традиционно мужскими качествами или фемининностью – традиционно женскими).

Для того, чтобы человек полностью вписался в традиционные рамки представлений об «идеальном» мужчине или «идеальной» женщине, требуется полное совпадение всех перечисленных компанентов. Однако в реальности это происходит далеко не всегда. К примеру, генетический пол может не совпадать со строением половых органов, пол воспитания – с самоидентификацией человека, биологический пол может не совпадать  с традиционными маскулинными или феминными свойствами личности, с теми стереотипами полоролевого поведения, которые приняты в культуре и обществе, и так далее.

В быту, например, мы можем нередко наблюдать изменения вторичных половых признаков, в особенности с возрастом, когда у женщин происходят изменения волосяного покрова по мужскому типу (например, появляются усики и щетинка), а у мужчин изменяется строение тела по женскому типу (например, увеличивается грудь). Это объясняется гормональными процессами в организме. Иногда они проявляются не с возрастом, а изначально. Человек может иметь черты внешности, свойственные противоположному полу.

Эмбриональное развитие человека

Наиболее интересным и малоизвестным среднестатистическому обывателю фактом является бисексуальность внутриутробного развития человека, заключающаяся в том, что на ранней эмбриональной стадии зародыш обладает зачатками одновременно как мужских половых органов (вольфовы протоки, которым назначено затем трансформироваться в придаток яичка, семявыносящий проток и семенные пузырьки), так и женских половых органов (мюллеровы протоки — предшественники маточных труб, матки и верхней трети влагалища). Невзирая на определённый женский или мужской набор половых хромосом,  развитие эмбриона может пойти как по женскому, так и по мужскому сценарию.

При этом «базовым» полом является женский: эмбрион будет развиваться по женскому сценарию, независимо от генетического пола, если этот сценарий в определённый момент не блокируется выбросом большой дозы мужского полового гормона тестостерона. Если этого не происходит по причине внутреннего (генетического) сбоя, генетический мальчик  превращается в девочку. У такого ребёнка внутренние половые органы могут быть мужскими, а наружные – женскими. В подростковом возрате у такой девочки неожиданно начинает ломаться голос и расти усы.

Если же надпочесники генетической девочки начинают вырабатывать  избыток тестостерона или у неё отсутствует одна из двух женских хромосом, девочка превращается в мальчика. В результате ребёнок будет жить  как мальчик до подросткового возраста, как вдруг у него внезапно начнёт рости грудь и появляться женская менструация. Такими метаморфозами объясняется появление гермафродитов, иногда называемых  «третьим полом».

Однако существуют и более незаметные нюансы особенностей индивидуального развития, когда биологически всё развивается, казалось бы, по «запланированному» мужскому или женскому сценарию, однако в результате появляются трансгендерные или гомосексуальные люди, а также другие разнообразные типы квира (о чём будет подробнее сказано в конце статьи). Причиной служит тот факт, что,  кроме генетики и строения половых органов, существуют ещё особенности гормонального развития, строения головного мозга и множество других факторов, определяющих проявления пола. К примеру,  есть данные о том, что строение мозга гомосексуального мужчины (в частности, гипотоламуса) имеет сходства с женским.

Современная наука рисует перед нами гораздо более сложную модель половой принадлежности, чем полагает традиционный взгляд, изображающий «идеальную» картину различий между мужчинами и женщинами. Культивация этих предполагаемых по традиции различий исторически ложится в основу патриархата, сексизма, дискриминации женщин и, конечно, гомофобии и трансфобии.

Наиболее радикальным отличием научной модели от традиционной является констатация потенциальной бисексуальности (обоеполости) человека, с чем связана возможность развития самых разнообразных как физических, так и психических традиционно мужских проявлений у женщин и традиционно женских – у мужчин.

Между двумя полами нет пропасти, это не два диаметрально противоположных антогониста, но в природе каждого мужчины сокрыто женское начало, а в природе каждой женщины – мужское. Это заложено не только на психическом уровне (как, к примеру, по Юнгу в каждом мужчине живёт женская анима и в каждой женщине – мужской анимус), но и на уровне биологическом.

Эволюционное развитие человека

Подобная логика объяснения формирования «нетрадиционных» особенностей полов присутствует в науке и в качестве ответа на вопрос о причинах таких проявлений в историческом масштабе. Между онтогенезом (индивидуальным развитием) и филогенезом (историческим развитием) часто проводятся параллели по самым разным вопросам.

В эволюционном контексте наука также констатирует изначальную природную бисексуальность (обоеполость) всех живых существ, размножающихся половым путём. Ещё Чарльз Дарвин считал, что «большинство, а может быть и все вторичные признаки, свойственные одному полу, есть и у другого пола в покоящемся состоянии».

Поскольку раздельнополость произошла от смешаннополости в процессе эволюции, а в наследственном коде человека сохраняются гены всех эволюционных этапов, обоеполая стадия развития запечатлена в каждом. Реализация признаков пола зависит как от генетических и эндокринных факторов, так и от взаимодействия со средой. Касается это, в частностии, и сексуальных ориентаций. Бисексуальность (обоеполость) есть та природная основа, внутри которой в ходе исторического и индивидуального развития формируются разные формы сексуальных ориентаций.

Данная точка зрения согласуется с результатами известных исследований Альфреда Кинзи. Он опрашивал огромную массу людей – 20 тысяч американцев, сравнивая их сексуальное поведение, частоту тех или иных видов половых актов,  и эротические чувства, частоту и степень их выраженности. Оказалось, что гомосексуальные переживания и контакты на практике имеют гораздо более массовый характер, чем было принято считать, а сексуальное поведение и эротические чувства людей часто не совпадают: люди, ведущие гетеросексуальный образ жизни обнаруживают в себе гомосексуальные переживания.

В результате исследований Кинзи и других похожих исследований, проведённых позднее, учёные пришли к заключению, что гетеросексуальная и гомосексуальная ориентации не жёстко противоположны друг другу, а являются проявлениями одного и того же континуума: у разных людей проявляются признаки как гетеросексуальности, так и гомосексуальности, но в разной степени. Таким образом, строго говоря, сексуальная ориентация в основной массе не является «чистой»,  «стопроцентной», но обнаруживает преобладающую степень выраженности того или другого, либо (в случае бисексуальной ориентации) достаточно яркую степень выраженности обоих.

В науке существует ряд эволюционных концепций происхождения гомосексуальности. Доктор медицинских наук Г. Б. Дерягин в монографии «Гомосексуализм. Бисексуальность» на Кафедре  Северного государственного медицинского университета излагает (в главе Гомосексуализм у животных) мнения исследователей о целесообразности гомосексуальных отношений в рамках популяций и обобщает  их следующим образом:

«По мнению целого ряда исследователей, в эволюции человека шел достаточно последовательный отбор на бисексуальность у мужчин; гомосексуальное поведение с его нейроэндокринной основой является продуктом эволюции. Современное же преобладание гетеросексуального поведения у изначально бисексуальных по природе мужчин является следствием культурных ограничений, общественных стереотипов, то есть речь идет о влиянии мощных культурных факторов, действующих вразрез с эволюционными предрасположенностями».

Таким образом, в процессе исторического развития закрепляется бисексуальность, которая в дальнейшем может получать развитие в сторону доминирования как гетеросексальных, так  и гомосексульных признаков. Какие из этих признаков проявятся у конкретного человека, и как именно, зависит от множества особенностей исторического и индивидуального развития.

Религиозные интерпретации

Идея базовой бисексуальности человека в онто- и фило- генезе, о которой было сказано выше, перекликается с известным мифом об андрогине. В греческой мифологии, которая нашла отражение, в частности, в диалоге Платона «Пир», человеческие существа изначально являются двуполыми. Царь богов Зевс рассекает андрогинов пополам, и так появляются два пола. Идея андрогина в той или иной мере присутствует в мифологии разных народов.

В иудаизме существует интерпретация библейской истории сотворения человека, утверждающая, что Адам был сотворён не мужчиной, как это принято понимать в христианстве (на чём построена идеология патриархата и женской дискриминации), а двуполым  существом – андрогином, из которого Бог лишь позднее сделал мужчину и женщину. В этой интерпретации сотворение андрогина запечатлено в 1-й главе книги Бытия: «и сотворил Бог человека по образу Своему; по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их».  Мужчина и женщина в этом повествовании составляют одного человека, а не двоих. Разделение же андрогина на мужа и жену запечатлено в данной интерпретации во 2-й главе книги Бытия, когда Бог отделяет от человека его часть (названную «ребром»), из которого творит женщину, а оставшаяся часть андрогина становится мужчиной. Изначальная, первичная, базовая бисексуальность человека, таким образом, находится в соответствии с библейским текстом.

Одним из религиозных объяснений различных традиционно женских проявлений у мужчин и традиционно мужских у женщин является также представление о реинкарнации. Некоторые буддийские учителя, в частности, объясняют феномены гомосексуальности, бисексульности и трансгендерности отпечатками воспоминаний прошлых жизней, в которых человек воплощался в другой пол.

Вера в реинкарнацию присутствует во многих древних религиях мира, включая, помимо широко известных буддизма и индуизма, ортодоксальные направления иудаизма, некоторые ветви ислама и  неортодоксальных христиан как древности, так и современности. Иудейский историк I века  Иосиф Флавий свидетельствует о том, что вера в реинкарнацию существовала среди фарисеев эпохи Христа, что не исключает возможности присутствия этой веры у самого Иисуса (поскольку в евангельских текстах он её не опровергает: ср. Ин. 9:1-3).  Однако мы не будем подробно развивать эту вызывающую негодование ортодоксальных христиан тему,  поскольку решающими фактом для нас являются не религиозные мнения, а  современные научные исследования.

Причины развития гомосексуальности

Мужской и женский пол, как было показано выше, не отделены друг от друга «китайской стеной», но напротив, каждый человек содержит в себе признаки и проявления обоих полов. К примеру, гормоны обоих полов присутствуют как в мужском, так и в женском организме. Различные же проявления пола на практике зависят от очень многих факторов развития человека, которые в каждом конкретном случае различны и индивидуальны.

Так, наиболее авторитетный и известный учебник «Основы современной сексологии» Келли в главе 11 «Гомогендерная ориентация и поведение» по вопросу происхождения гомосексуальности утверждает:

«Подавляющее большинство современных теоретиков склоняются к мнению о том, что сексуальная ориентация формируется в результате взаимодействия целого комплекса факторов: биологических процессов и предрасположенности, жизненного опыта, особенностей строения нервной системы и развития головного мозга, а также наследственности .

Некоторые теоретики полагают, что человек «выбирает» из широкого спектра стимулов лишь те стимулы, которые согласуются с его генетической предрасположенностью, и реагирует только на них. Поступая таким образом, человек, по существу, создает вокруг себя свою собственную среду. Согласно данному подходу, человек предстает динамичным, созидающим существом, которое учится поддерживать и видоизменять генетическую заданность.

Существует мнение, что люди не «запрограммированы», а, скорее, «приправлены» наследственностью. Следовательно, одни и те же генетические факторы могут стать фундаментом различных построек.

В многофакторной модели учитывается то обстоятельство, что сексуальная ориентация в каждом конкретном случае может иметь множество нюансов, происхождение которых невозможно объяснить способом взаимоисключения. Сексуальность каждого человека столь индивидуальна, что едва ли укладывается в прокрустово ложе однозначной классификации».

Многофакторная модель развития человеческой сексуальности объясняет, что причины формирования той или иной сексуальной ориентации (как и других проявлений пола) неодинаковы у разных людей.  В каждом отдельном случае существуют различные факторы развития индивидуальности человека. В совокупности эти факторы объединяют как биологическую основу, так и особенности личного опыта взаимодействия индивида со средой.

В не менее известной, нежели учебник Келли, но более популярной книге Игоря Кона «Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви», в главе «Гены, гормоны и мозг«, посвящённой изучению биологической обусловленности гомосексуальности, после детального изложения исследований  автор обобщает сказанное следующим образом:

«… Гомосексуальность очевидно имеет определенные природные предпосылки, взаимосвязь которых остается пока что гипотетической. Но хотя природа задает предрасположенность, склонность к той или иной сексуальной ориентации, только социальный опыт индивида определит, как именно эта склонность проявится и что из нее разовьется…

Нет единого, одинакового для всех гомосексуализма, есть многообразные гомосексуальности. Как сказал известный голландский эндокринолог Луи Гурен, «если бы меня спросили, существует ли биология гомосексуальности, я ответил бы — да. Но это такая биология, которая допускает многообразные выражения сексуальности».

Сказанное в равной мере относится не только к формированию индивидуальных проявлений сексуальных ориентаций, но и к формированию других особенностей проявлений полов, некоторая часть которых обнаруживается у людей, объединённых под названием «квир».

Понятие и терминология квира

Квир (Queer – англ. «странный», «чудной», «иной») — термин,  который используется для обозначения многообразных типов людей, самоидентификация и поведение которых  отклоняется от традиционнно принятых стереотипов понимания пола. Эти люди не вписываются в рамки гетеронормативной модели поведения (модели, в которой гетеросексуальность понимается как единственная норма сексуальности)  и/или в рамки различных других социальных стереотипов в отношении пола.

Квир – это собирательный термин, который включает в себя  много типов людей, не соответствующих традиционной стандартизации. Сюда относятся:

    • Сексуальные меньшинства: гомосексуалы (Homosexuality: homo, от греч. homos – один и тот же + sexuality – «сексуальность», «пол»; букв. – «однополый») – люди, испытывающие романтические чувства и сексуальный интерес к своему собственному полу, то есть геи, лесбиянки; а также бисексуалы (Bisexuality: bi, от лат bis – два; букв. – «обладающие двойной сексуальностью») – люди, испытывающие сексуальный интерес к обоим полам.
    • Трансгендеры (Transgender: trans – лат. «по ту сторону» + gender – лат. «пол»;  букв. «по ту сторону пола»  или «за пределами пола») – люди,  гендерная идентичность которых (самоидентификация и/или полоролевое поведение в обществе как оно понимается традиционно) не совпадает с биологическим (генетическим) полом:
      • Транссексуалы (Transsexualism: здесь trans – «перемена» + sexual + ism – суффикс, означающий характеристику приверженности; букв: «перемена сексуальной принадлежности») – люди, гендерная идентичность которых (то как они себя ощущают и идентифицируют) противоположна биологическому полу.
      • Трансвеститы – (Transvestism: trans – «перемена» + vestitus – лат. «одеваться»; букв. «переодевание») – люди, принимающие облик противоположного пола через  ношение одежды, которую в данной культуре принято носить противоположному полу, макияж и т.п.;
      • Гермафродиты (Hermaphrodite: по имени мифического героя, сына Гермеса и Афродиты, который полюбил нимфу Салмакиду, и любовь слила их в одно существо), или интерсексуалы (Intersexuality: inter – лат. «между»; букв. «промежуточная сексуальность») – люди, обладающие половыми органами обоих полов;
      • Андрогины (Androgyny: andros – греч. «мужчина» +  gyne – греч. «женщина»; букв. «мужчина-женщина», то есть объединяющие в себе обоих) – люди, имеющие выраженные как традиционно мужские, так и традиционно женские гендерные характеристики. Термин «андрогин» исторически применялся в отношении гермафродитов, в настоящее время, однако, его значение расширилось и применяется по отношению к психическим качествам и внешнему облику, не подразумевая обязательного одновременного наличия мужских и женских половых органов. Андрогины могут не идентифицировать себя ни в качестве мужчины, ни в качестве женщины, а относить себя к третьему полу (Third gender), либо считать себя бесполыми.
      • Бигендеры (Bigender: bi – от лат. bis – два; букв. – «двойной гендер» или «двойной пол») – люди, идентифицирующие себя то в роли мужчины, то в роли женщины, независимо от биологического пола.

Реже в понятие квира могут включаться также:

    • Гетеросексуалы (Heterosexuality: hetero – греч. «различный», – люди «традиционной» сексуальной ориентации), которые  используют необычные, нетрадицинные сексуальные практики, как БДСМ .
    • Асексуалы (Asexuality: a – частица отрицания; букв.: «несексуальный», «бесполый») – люди, не испытывающие интереса к сексуальным отношениям, но могущие иметь романтические чувства.
    • Аутосексуалы (Autosexual: autos – греч. «сам», «свой собственный»; букв.:  «самосексуальный», «занимающийся сексом сам собой») – люди, которые используют мастурбацию.

А также типы людей, для обозначения которых появились новые, не слишком широко известные понятия, такие как:

  • Пансексуалы (Pansexuality, синоним – omnisexuality: pan (греч.) и omnis (лат.) – «всё», буквально – «всесексуальность») – люди, которые могут испытывать романтические чувства и сексуальный интерес ко всем без каких бы то ни было различий: к мужчинам и женщинам, трансгендерам, транссексуалам и интерсексуалам.
  • Помосексуалы (Pomosexual – слово с приставкой По-Мо, которая подразумевает сокращённую аббревиатуру от «постмодернизм»: имеется ввиду появление нового понимания сексуальности за пределами жёсткой категоризации) – люди, которые отвергают деления по сексуальным ориентациям, выходя за их рамки, не идентифицируя себя ни с одной из них.

В обыденной лексике термин «квир» часто используется в качестве синонима гомосексуалов (жаргонное наименование геев в английском языке), но в основном его употребляют в качестве синонима всех групп  людей ЛГБТ-сообщества. (Аббревиатура «ЛГБТ» , «LGBT», означает перечисление сексуальных меньшинств и трансгендеров. Иногда к ней добавляется буква «К», «Q», подразумевающая более широкое понятие квира, либо сомневающихся в своей ориентации или идентичности людей – Questioning).

Тот же самый смысл слова «квир» в качестве общего наименования ЛГБТ-людей имеется ввиду при употреблении этого термина в религиозной и духовной литературе. Так, квир-теология (Queer theology) – это богословское направление, которое понимает «нетрадиционные» квир-идентичности в качестве нормальных проявлений многообразия творения.

Различные выражения сексуальных ориентаций и гендерных идентичностей, как было описано выше, это не чья-то нелепая или «аморальная» прихоть, но результат естественного развития индивидуальных особенностей человека. Для думающего и образованного верующего данный факт является логическим  основанием для вывода, что таким является замысел Бога в отношении этих людей. Квир не противоречит природе человека. Квир – это естественная природа  «нетрадиционых» людей.

Елена Преображенская, клинический психолог, религиовед

Литература для более глубокого изучения (доступная в интернете):

Понятие «Бисексуальность» в Словаре клинической психологии
Г.Б. Дерягин. Гомосексуализм. Бисексуальность
Алан Пиз. Язык взаимоотношений, по данной теме см. главу «Мальчик станет мальчиком, но не всегда» (популярный, упрощённый уровень изложения)
И.С. Кон. Лунный свет на заре
И.С. Кон. Любовь небесного цвета (более простой уровень изложения)
Л.С. Клейн. Другая любовь
Арон Белкин. Третий пол

Некоторые статьи (несомненно, можно найти гораздо больше):
Транссексуалы: собою быть не запретишь
Информационный ресурс для транссексуалов (статьи)
Информационный ресурс для трансвеститов (статьи)
Российское сообщество асексуалов
Feature: Glad to be asexual («Сенсация: счастлив быть асексуалом»), англ. яз.
Now, say hello to the pomosexual! («Теперь (в нынешнее время) скажи «здравствуй» помосексуалу!»), англ. яз.
Born true hermaphrodite – Pictorial Profile («Рождённый истинным гермафродитом – Иллюстрированный профиль»), англ. яз.

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: