Гей-форум Украины поздравил вновь избранного предстоятеля украинских греко-католиков и призвал к сотрудничеству

Украинское ЛГБТ-сообщество стремится развивать диалог с церковями. На днях лидер ЛГБТ-сообщества Украины Святослав Шеремет от лица Гей-Форума Украины направил поздравление вновь избранному предстоятелю Украинской Греко-Католической Церкви.

После кратких слов поздравления в тексте цитируется ряд в большей или меньшей мере терпимых высказываний иерархов и священства УГКЦ об отношении к сексуальным меньшинствам, а также слова официального католического катехизиса. Высказывается позитивная оценка принципу отделения церкви от государства, которого, по мнению авторов текста, УГКЦ придерживается. Звучит приглашение к дальнейшему диалогу и сотрудничеству между ЛГБТ-сообществом и церковью. Отдельно подчёркнуто, что большинство представителей ЛГБТ Украины относят себя к числу верующих, и среди них присутствуют греко-католики.

Текст обращения написан на украинском языке (ссылка на источник в конце). Я предлагаю его перевод на русский язык.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ Гей-Форума Украины Блаженнейшему Святославу (Шевчуку) в связи с возведением его в Предстоятеля Украинской Греко-Католической Церкви

Ваше Святейшество!

Искренне поздравляем Вас с избранием на должность Отца и Главы Украинской Греко-Католической Церкви и интронизацией в качестве Верховного Архиепископа Киево-Галицкого. Желаем плодотворного и мирного служения на этой высокой кафедре на благо Церкви, государства, верующих и широкой общественности.

С 2005 года Украинская Греко-Католическая Церковь активно участвует в общественном диалоге по вопросам гражданского равенства для представителей ЛГБТ-сообщества — лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров — сообщества, численность которого составляет в Украине, по оценкам экспертов, от 800 тыс. до 1 млн. 200 тыс. жителей страны.

Мы убеждены, что Церковь может внести весомый вклад в дело преодоления негативного клеймения (стигматизации) представителей ЛГБТ-сообщества со стороны остального общества. Потому что Церковь учит,  что «Немалое число мужчин и женщин имеют глубоко укоренённые гомосексуальные наклонности. Эти наклонности, объективно нарушающие порядок, для большинства из них является испытанием. К таким людям нужно относиться с уважением, состраданием и тактичностью. В отношении них следует избегать любых признаков несправедливой дискриминации» [источник — Катехизис Католической Церкви / Обнародованный 11 октября 1992 Папой Иоанном Павлом II. — П. 2458].

Мы придерживаемся принципа, что в условиях светского государства, которое уважает право своих граждан на свободу мировоззрения и вероисповедания [см. статьи 35 Конституции Украины], Церковь может свободно и беспрепятственно высказывать свои мировоззренческие взгляды, в том числе на «гомосексуализм … [который] принимал самые разнообразные формы на протяжении веков в разных культурах» [См. Катехизис Католической Церкви, п. 2457], но только с учётом прав граждан, принадлежащих к ЛГБТ-сообществу, на уважение их человеческого достоинства [см. статьи 28 Конституции Украины].

Мы приветствуем предварительные заявления иерархов, представителей священства, должностных лиц руководства Церкви, в которых утверждается признание гражданских прав гомосексуальных граждан, в частности права на создание семьи.

Так, в своей беседе с доктором исторических наук Антуаном Аржаковским, которая состоялась 24 Декабрь 2004, Глава УГКЦ Блаженнейший Любомир кардинал Гузар высказался следующим образом: «По моему мнению, гомосексуальность — это не новое явление: оно было известно и во времена Ветхого Завета, и в течение всей истории. […] Никто, конечно, не виноват, что родился таким … Они [гомосексуалы] могут иметь всякого рода сексуальную активность  […]  Что же я могу сделать для них? Чтобы облегчить их страдания, я не должен налагать на них большего бремени, чем это абсолютно необходимо. Они могут жить вместе, если настаивают на этом. […]  Я в определенной степени могу мириться с этим. […]  Мы должны признать, что они имеют определенные права […]» [Источник — Аржаковский А.: Беседы с блаженнейшим Любомиром Гузаром: до постконфесийного христианства / Украинский Католический Университет, Институт экуменических студий. — Вид. 2-е, испр. и доп. — Львов, Издательство Украинского Католического Университета, 2007. — С. 83-84].

В июне 2006 г. пресс-секретарь главы УГКЦ отец Игорь (Яцив) заявил: «Легализация однополых браков была бы нарушением христианских принципов. Но если это будет сделано, то Церковь примет это, никто не будет призывать к революции», «Если двое мужчин или женщин хотят поступать таким образом, то они имеют на это право, гарантированное демократией, невзирая на то, что это запрещает Закон Божий» [Источник — интернет-публикация «Отец Игорь Яцив: УГКЦ против легализации однополых браков, но если власть легализирует их — примет это»/ / ЗИК — Западная информационная корпорация [сайт]. — 23 июня 2006 г., 09:19].

30 ноябрь 2006 о.Андрей (Нагирняк), в то время референт по социальным вопросам Отдела УГКЦ по связям с государственными органами управления, по сообщению агентства «Интерфакс-Украина», подчеркнул во время пресс-конференции: «Мы принимаем этих людей [гомосексуалов] так же, как и любого другого человека. Ибо каждый из нас является немощным и слабым, чтобы следовать заповедям. […]   Двери наших храмов не закрыты для этих людей. Они приходят к нам. Они приходят и стараются жить как христиане, то есть они приходят для того, чтобы получить от нас поддержку, и они ее от нас находят. […]  Никто их не отбрасывает от Церкви, абсолютно! Было бы несправедливо с нашей стороны говорить, что этот человек не имеет права войти в церковь» [Источник — стенограмма пресс-конференции представителей Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций, посвященной ЛГБТ-проблематике / пресс-центр информационного агентства «Интерфакс-Украина». — 30 ноября 2006 / / Архив ВОО «Гей-Форум Украина»].

В мае 2009 г. настоятель храма Пресвятой Богородицы (г. Евпатория, Крым) о. Богдан (Костецкий) отметил, что «Церковь относится к гомосексуализму […] отрицательно, однако не отлучает от себя принадлежащих к секс-меньшинствам […]. Люди с гомосексуальными наклонностями могут обращаться к нам и надеяться на помощь» [Источник — Мартынец С., Яценко П.: «Боже, почему мой сын — педераст?» Материал под таким заголовком в прошлом еженедельнике «Экспресса» вызвал шквал отзывов — от возмущения до одобрения / / Газета «Экспресс». — № 65 (4582). — 14-21 мая 2009 — С. 14].

«Верующие не должны испытывать ненависть или предвзятое отношение к лицам, имеющим гомосексуальные наклонности […]  Мы не выступаем за дискриминацию лиц, считающих себя гомосексуалистами», — отмечает Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций в специальной Декларации от 15 мая 2007 г., посвященной гомосексуальности и однополым партнерствам, одобренный Украинской Греко-Католической Церковью [источник — Декларация Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций «О негативном отношении к явлению гомосексуализма и попыток легализации так называемых однополых браков (Регистрации однополых партнерств)» от 15 мая 2007 / / ИРС Институт религиозной свободы, г. Киев [сайт]. — См. пп. 5 и 9].

Мы также приветствуем основополагающие принципы деятельности отдельных субъектов социальной инфраструктуры Украинской Греко-Католической Церкви, как например, Госпиталя имени Митрополита Андрея Шептицкого Курии Львовской архиепархии УГКЦ, одной из уставных задач которого определено «Предоставление социальной помощи, защиты и содействия […] сексуальным меньшинствам» [Источник — Устав Благотворительного учреждения — Госпиталя имени Митрополита Андрея Шептицкого Курии Львовской Архиепархии Украинской Греко-Католической Церкви / Утвержден в новой редакции 22 июля 2002, перерегистрировано Львовским областным управлением юстиции 3 октября 2002 — П. 2.3 (с. 3)].

Итак, по нашему мнению, Церковь мудро следует завету Спасителя «Отдавать кесарево кесарю, а Божие — Богу» (Матф. 22: 21), различая гомосексуальность как явление духовного порядка, требующее моральной оценки в рамках христианского вероучения, и гомосексуальность как явление гражданское и социальное, находящееся вне юрисдикции Церкви, но в оценке которого Церковь участвует с позиций человеколюбия и недискриминации.

Обращаем Ваше внимание, Ваше Святейшество, что значительная часть представителей ЛГБТ-сообщества в Украине считают себя верующими христианами и / или принадлежащими к ведущим христианским конфессиям, включая греко-католическую. В нашей стране развивается, помимо того, Движение ЛГБТ-христиан, представленное на сегодняшний день рядом общественных организаций, неформальных объединений и отдельных активистов.

С нашей стороны позвольте выразить нашу готовность к развитию диалога об обеспечении гражданского равенства для ЛГБТ в Украине и дальнейшего сотрудничества в этом деле в интересах всего ЛГБТ-сообщества, представленого как членами нашей организации, так и той частью ЛГБТ, которые считают себя верующими украинский Греко-Католической Церкви.

С уважением,
и.о. президента Гей-Форума Украины
Святослав Шеремет

Украинский оригинал

Украинские СМИ уже отреагировали на появление этого документа (см., к примеру, Напутствие новому Главе УГКЦ от… украинских геев — на украинском языке, Украинские лесбигейцы приветствуют нового главу УГКЦ — на русском языке).

В качестве справки. Украинская греко-католическая церковь, называемая также униатской, — это отдельная структура внутри католической церкви, возникшая в результате принятого в 1596 году решения православных епископов Киевской митрополии о переходе в юрисдикцию Римского Папы (так называемая «Брестская Уния»). На практике греко-католики фактически обладают большой автономией от Рима, хотя официально придерживаются католического вероучения. В сталинское времена УГКЦ была объявлена ликвидированной, верующие отправлены в РПЦ, и их храмы отданы в её распоряжение. Греко-католики от этого русскими православными не стали, не прекратили своего существования, а ушли в подполье. УГКЦ была легализована вновь после встречи Михаила Горбачёва с Папой Иоанном Павлом II в 1990 г. По данным на 2010 г. численность верующих  УКГЦ составляет 4 миллиона 351 тысяча человек. Между РПЦ МП и УГКЦ  существуют крайне напряжённые и конфликтные отношения, которые отдельно усугубляются нежеланием РПЦ возвращать греко-католическим верующим их храмы, переданные ей Сталиным.

Изложение и перевод текста подготовила Елена Преображенская.

Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: