Гей-брак в православной Византии?

Святые Сергий и Вакх (фрагмент) XII в.

Многие люди думают, что гей-браки — это новое веяние, захватившее западный мир, ломающее «традиционные» ценности. Но все новое — хорошо забытое старое. Ведь даже те, кто поддерживает однополую любовь, не всегда знают о том, что в средневековой Европе мужчины заключали гомоэротические союзы. И не где-то, а в самой православной Византии, откуда на Русь пришло христианство. И освящала такие союзы сама Церковь. Итак, как выглядели эти духовные мужские союзы?

Можно вспомнить о таком удивительном явлении, как адельфопоэзис (ἀδελφοποίησις). Буквально это слово в переводе с древнегреческого означает «создание братьев», «братотворение» («ἀδελφός», «адельфос» — брат, «ποιέω», «поэо» — создаю). Так называлась особая церемония, в ходе которой двое мужчин становились духовными братьями («пневматикос адельфос»). Интересно, что этот обряд существовал с первых веков христианства и получил особенное развитие в православной церкви, где он был распространен до XVII века.

Адельфопоэзис был особым духовным союзом, изначально не подразумевавшим ничего эротического, но именно он позволял закрепить однополые отношения, причем сделать это в рамках дозволенного. Любопытно, что еще в IV столетии в Римской империи была введена уголовная ответственность за гомосексуальность, и этот запрет сохранялся и в Византии. Поэтому адельфопоэзис стал той формой однополого союза, который, с одной стороны, позволял обойти этот запрет, а с другой — одобрялся Церковью.

Самыми известными парой стали святые Вакх и Сергий, два солдата римской армии, жившие в третьем столетии. Согласно их житиям, они были фаворитами императора Галерия и занимали при нем видное положение до тех пор, пока не выяснилось, что они были христианами, что в те годы запрещалось. Когда стало известно, что они не поклоняются античным богам, император подверг их пыткам, стремясь отвратить от христианства, однако они были непреклонны, и в итоге были казнены. Сергий и Вакх почитаются в православных церквах как святые мученики, день их памяти отмечается 7 октября.

Считается, что, будучи христианами, они прошли обряд адельфопоэзиса. Известна икона, на которой они изображены в момент «братотворения», где между ними можно увидеть Христа, который словно освящает их союз. Более того, есть сведения, что в ранних источниках они описываются как эрасты — так в древнегреческом языке обозначались возлюбленные в однополых парах1.

Сергий и Вакх (фрагмент), автор Риан Грант Лонг, advocate.com

Русский философ и священник Павел Флоренский пишет об этом обряде в своем монументальном труде «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах». В частности, он отмечает: «Предел дробления — не человеческий атом, от себя и из себя относящийся к общине, но общинная молекула, пара друзей, являющаяся началом действий, подобно тому как такою молекулою языческой общины была семья», размышляя над словами Христа о том, что «Где ведь — γαρ — собраны двое или трое — δύο ή τρεις — в Мое Имя — εις το έμον όνομα, — там Я есмь посреди них». В своем теологическом толковании обряда Флоренский говорит о нем как о выражении христианской любви, но не эроса, отмечая, что его последование состоит из молитв, чтения Библии и причастия преждеосвященных евхаристических даров.

С точки зрения обряда, братотворение отличалось от таинства венчания. Во время него читались молитвы, прославляющие Бога. Например, хлеб и вино освящались заранее, а не во время самой церемонии.

Во всех молитвах испрашивается укрепление братской любви (ἀγάπη). Например, в молитве 1 говорится о «возлюбивших друг друга любовию духовною», которые пришли в храм за благословением, чтобы имели «веру непорочну и любовь нелицемерну»2.

Нечто отдаленно похожее было и в западной Церкви — речь идет об обряде Ordo at fratres faciendum («Последование к сотворению братьев»)3.

В последнее время об адельфопоэзисе вновь встали вспоминать благодаря исследованиям Джона Босуэлла (John Boswell), который проводит параллель между адельфопоэзисом и гомосексуальным браком. Правда, некоторые ученые не согласны с ним, и его исследование вызвало полемику.

Консервативно настроенные ученые и представители духовенства считают, что адельфопоэзис был в первую очередь духовным союзом, не имеющего никакой сексуальной подоплеки4.

Противница Босуэлла Клаудия Рапп (Claudia Rapp) считает, что адельфопоэзис был больше похож на духовное усыновление, обретение духовных родителей, и утверждает, что гомосекуальные отношения в ту эпоху и без того упоминается так часто, что для их закрепления не требовалось никаких особенных церемоний. Начиная с XII века, церковные власти начали критически смотреть на адельфопоэзис, и был введен запрет для участия в этом обряде для монахов. Однако в миру он продолжал практиковаться и дальше5.

Тем не менее, очевидно, что нередко этот обряд позволял мужчинам реализовать свои гомоэротические чувства и желания. Так, известный богослов XIII века Никифор Влеммид напрямую осуждал адельфопоэзис, считая, что он направлен на реализацию однополых чувств между мужчинами6. И эту позицию разделял не он один.

Также это подтверждается тем, что церковные власти неоднократно принимали попытки ограничить или вовсе запретить проведение этого обряда. В печатных венецианских греческих Евхологиях (сборниках молитв) XVI в. издатели прибавляли комментарий: «хотя это последование по церковным и царским законам не дозволено совершать, но мы его печатаем, так как оно находится во многих книгах»7. О недолжном использовании обряда свидетельствуют два неопубликованных постановления (Διδασκαλίαι) Константинопольского Патриарха Афанасия I, в которых Братотворение характеризуется как источник безнравственности…

В XVII веке православная церковь прекратила проведение адельфопоэзиса.

Таким образом, многие годы назад в стране, от которой впоследствии Россия унаследовала свою основную религию, был найден изящный выход для тех, кто испытывал гомоэротические чувства. Гомосексуальность была запрещена, однако при этом восточная Церковь благословляла однополые союзы, которые, будучи внешне исключительно духовными, были спасением для геев Византии.

Думаю, консервативным противникам гомосексуальности, апеллирующим к христианским ценностям, стоит вспомнить об этом прекрасном обряде.

_________________________

1 Boswell, John, «Same-sex Unions In Premodern Europe» (New York, Villard books, 1994), p. 154
2 «Побратимство» // Православная энциклопедия
3 Alan Bray, «The Friend» (University of Chicago Press, 2006), p.129.
4 Byron D. Stuhlman, «Occasions of Grace: A Historical and Theological Study of the Pastoral Offices and Episcopal Services in the BCP» (Church Publishing, Inc., 2000), p. 89.
5 Claudia Rapp, «Ritual Brotherhood in Byzantium» // Traditio, 1997, N 52. (pp. 319-326)
6 Michael Angold, «Church and Society in Byzantium Under the Comneni, 1081-1261″ (Cambridge University Press, 2000 ), p. 556 (ссылка на: Nicephorus (Blemmydes),»Nicephori Blemmydae avtobiographia sive cvrricvlvm vitae», transl. Joseph A. Munitiz (Brépols, 1984), p. 19-21 and 54-55
7 см. Jacobus Goar, «Euchologion» (1647), p. 706, 709

Андрей Кожевников, опубликовано на Gay.Ru в январе 2016 года

Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: